Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2012 по делу n А56-11010/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 сентября 2012 года

Дело №А56-11010/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     03 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании: 

от заявителя:  не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Агеева Е.А. – по доверенности от 28.08.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-13340/2012) общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу № А56-11010/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое

по заявлению ООО «Татнефть-АЗС-Запад», место нахождения: 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 8, корп. 1, ОГРН 1065009017920

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконными и отмене постановлений

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС-Запад», 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 8, корп. 1, ОГРН 1065009017920, (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу (далее – Департамент, Росприроднадзор) от 10.02.2012 №№ 118/08-ПО/2, 118/08-ПО/3 о привлечении Общества к административной ответственности по статьей 8.1 и части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) соответственно.

Решением суда от 29.05.2012 в удовлетворении заявления Общества отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 29.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Департаментов не доказано наличие составов административных правонарушений в действиях Общества.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.

В судебном заседании представитель Департамента позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

При отсутствии возражений представителя Росприроднадзора дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без участия представителя заявителя.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 01.11.2011 по 29.11.2011 Департаментом на основании распоряжения от 18.10.2011 № ПВ-118/08 плановой выездной проверки соблюдения ООО «Татнефть-АЗС-Запад» требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в действиях Общества выявлены следующие нарушения

- отсутствие согласованного порядка производственного контроля в области обращения с отходами;

- отсутствие действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для производственных площадок: Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 12, АЗС №59,60, 196, 218, 222, 237, 287, 318, 324, 336, 350, 351, 353, 355, 356, 357, 358, 359, 378);

- отсутствие журналов учета образования и движения отходов (для производственных площадок: АЗС №395, 396);

- осуществление пользования акваторией Невской губы (отстой судна «Балтика-2» ПЗС №395), по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, форт «Великий князь Константин» гавань базы Литке) без оформленного в установленном порядке договора водопользования;

- осуществление сброса промливневых сточных вод на рельеф (в бессточное заболоченное понижение рельефа, не связанное с системой дренажных канав), то есть осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- отсутствуют разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух АЗС №353, 355, 356, 336.

По результатам проверки Росприроднадзором составлен акт от 30.11.2011 №118/08-А.

Усмотрев в действиях Общества признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, Росприроднадзором составлены протоколы об административных правонарушениях от 31.01.2012 №118/08-П/2, №118/08-П/3.

Постановлениями Департамента от 10.02.2012 №118/08-ПО/2 и №118/08-ПО/3 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.1 и частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначены наказания в виде штрафа в размере 60 000 и 45 000 рублей соответственно.

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель оспорил вышеназванные постановления в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Департаментом наличия составов административных правонарушений в действиях Общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Росприроднадзора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения на основании следующего.

Статья 8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее–Закон №7-ФЗ) установлено, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно статьи 67 Закона №7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 18 Закона №89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно статье 26 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Факт осуществления Обществом деятельности, в результате которой образуются опасные отходы, в отсутствие Проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственных площадок – пр. Пархоменко, д. 12, АЗС №59, 60, 196, 218, 222, 237, 287, 318, 324, 336, 350, 351, 353, 355, 356, 357, 358, 359, 378, согласованного порядка производственного контроля в области обращения с отходами, журналов учета образования и движения отходов для производственных площадок – АЗС №395 и 396, то есть с нарушением экологических требований при эксплуатации указанных объектов, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 30.11.2011 №118/08-А и протоколом об административном правонарушении от 31.01.2012 №118/08-П/2, составленным с учетом представленных Департаменту договоров на оказание услуг по транспортировки отходов, вывоз мусора, на представление услуг по вывозу бытовых отходов, а также справок специализированных организаций о количестве размещенных Обществом отходов, и не оспаривается заявителем.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение вышеназванных нарушений материалы дела не содержат.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

Частью 1 статьей 8.21 КоАп РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2012 по делу n А56-14028/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также