Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу n А56-11931/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 сентября 2012 года

Дело №А56-11931/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     27 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровым С.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: Федосеенко Л.Л. – по доверенности от 29.06.2012 № 01-59, Харина З.В. – по доверенности от 23.08.2012 № 01-79

от заинтересованного лица: Агеева Е.А. – по доверенности от 06.12.2011, Сокорнова Т.В. – по доверенности от 30.08.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-13949/2012)  Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2012 по делу № А56-11931/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению ЗАО «Промотходы», место нахождения: Ленинградская область, участок №1, ОГРН 1024700556693

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным решения

 

установил:

Закрытое акционерное общество «Промотходы» (далее - заявитель, Общество, ЗАО «Промотходы») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее-Департамент Росприроднадзора, лицензирующий орган) №2075 от 01.12.2011 об отказе в предоставлении лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV  классов опасности (далее-лицензия) и обязании  предоставить лицензию в соответствии с заявлением  № 01-69 от 17.10.2011.

Решением суда от 15.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение  Департамента Росприроднадзора, оформленное приказом №2075 от 01.12.2011, об отказе в предоставлении Закрытому акционерному обществу «Промотходы» лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности признано  незаконным, Департамент Росприроднадзора обязан предоставить Обществу указанную лицензию в соответствии с заявлением последнего от 17.10.2011 №01-69.

В апелляционной жалобе Департамент Росприроднадзора, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам просит отменить решение суда от 15.06.2012 и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что  наличие земельного участка, предоставленного для целей строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов, не является   специально оборудованным сооружением для целей размещения и захоронения отходов в смысле, определяемом  статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В судебном заседании  представитель Департамента  поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения  по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Промотходы»  обратилось 17.10.2011 в Департамент Росприроднадзора с заявлением  о предоставлении лицензии  на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV  классов опасности.

Департаментом проведена проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверка возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. По результатам проверки составлен Акт от 18.11.2011 №ЛВ-251/13, согласно которому  заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, что является нарушением подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2006 №524.

Приказом  Департамента Росприроднадзора  № 2075 от 01.12.2011  Обществу  отказано  в предоставлении испрашиваемой лицензии  со ссылкой  на пункт 7 статьи 14 Федерального закона  № 99-ФЗ от 04.05.2011 (несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям).

Считая принятое решение незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Удовлетворяя  требования Общества, суд исходил из того, что  заявителю предоставлен в аренду  фактически земельный участок - полигон «Северная Самарка»,  находящийся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, соответствие которого санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормативам подтверждено Санитарно-Эпидемиологическим заключением № 47.04.02000.М.000231.11.10 от 10.11.2010.

Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также  соответствие выводов суда  установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует  Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ  (в действовавшей редакции) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 класса опасности подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, на момент обращения соискателя лицензии в Департамент Росприроднадзора регулировался Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 (далее - Положение № 524).

Пунктом 2 Положения № 524  установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности  осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (лицензирующий орган).

В пункте 3 названного Положения приведены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности. В подпункте «а» пункта 3 Положения о лицензировании № 524 установлено обязательное наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под «объектом размещения отходов» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пунктом 5 Положения о лицензировании определен перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия), в числе которых:  копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (подпункт «д»); копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности (подпункт «е»).

При этом лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что  заявителем не были представлены документы о принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности; копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.

Из материалов дела следует, что к заявлению № 01-69 от 17.10.2011 о  предоставлении лицензии Обществом были представлены:

1.  заключенный  26.10.1998  администрацией муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской области» и ЗАО «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов»  договор аренды земельного участка площадью 61 га, находящегося по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, полигон «Северная Смарка», сроком до 30.06.2023 года  для строительства производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых отходов (т.2, л.д.100-108);

2.  договор № 1  от 06.02.2008  о передаче прав и обязанностей по договору аренды земель для  несельскохозяйственных целей № ЛО-3507-8332 от 26.10.1998, заключенный  ЗАО «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов» с ЗАО «Промотходы» (т.2,л.д.109-110).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации  право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней,  которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Сведений о регистрации права аренды истца на  указанный земельный  участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним истец  суду не представил.

Кроме того, в соответствии  с пунктом 1 договора № 1 от 06.02.2008  ЗАО «Промотходы» приняло на себя  права и обязанности по договору аренды  земель для несельскохозяйственных целей от 26.12.1998 № ЛО-3507-8332, пунктом 3.1.1 которого предусмотрено  использование земель  в соответствии с условиями ее предоставления, то есть - для строительства  производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов.

В материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости)  с кадастровым номером 47:07:10-45-003:0001, площадью 610000 кв.м, местоположением:  Ленинградская область, Всеволожский район, полигон «Северная Самарка», с  разрешенным использованием – для строительства  производственно-хозяйственной зоны и полигона твердых бытовых отходов (т.2, л.д.111). 

Иных документов,  подтверждающих наличие у лицензиата  принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании иных объектов размещения отходов I - IV класса опасности, их захоронения, в частности, документов о вводе в эксплуатацию полигона «Северная Самарка» как объекта размещения отходов и его  использование на законном основании Обществом не представлено.

В силу пункта 1 статьи 12 Закона № 89-ФЗ  создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено внесение объектов размещения отходов  в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 Закона № 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок  ведения государственного кадастра отходов, который не вступил в законную

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу n А26-1493/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также