Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А56-7780/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 августа 2012 года

Дело №А56-7780/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     22 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

при участии: 

от заявителя: Алешиной О.В., дов. от 01.09.2011 № 8

от ответчика: Попова Р.А., дов. от 03.11.2011 № 1-1/67249/юр

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13362/2012) Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2012 по делу № А56-7780/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ООО "Супер Бабилон Санкт-Петербург"

к Комитету по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга

о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург»: 197110, Санкт-Петербург, Малый пр. П.С., д. 54-56, ОГРН 1037828016544 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527 (далее - комитет, КГА) от 21.11.2011 № 208-071228/11-0-0 об отказе в согласовании обществу размещения дополнительного элемента устройства фасадов зданий и сооружений (информационной вывески) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Тульская, д. 3а, литера А, и обязании комитета согласовать размещение информационной вывески по указанному адресу.

Решением от 25.04.2012 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.

Комитет заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2012 года по делу № А56-7780/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что вывеска «Babylon Super СУПЕРМАРКЕТ 24 часа» не является рекламой, и на нее не распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ). Кроме того, в здании по указанному адресу (на момент обращения в КГА за получением согласования на размещение дополнительного элемента и устройства фасада) общество являлось не единственным арендатором. По указанному адресу также расположен «СТЕЙК БАР БАРБОС». Следовательно, согласование спорной конструкции в порядке, предусмотренном Постановлением № 1135, в качестве вывески не представляется возможным, и подлежит согласованию с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - КПВСМИ) в порядке, предусмотренном Постановлением № 904. В связи с чем, комитет считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве 3-го лица – КПВСМИ.

В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель общества, ссылаясь на их несостоятельность, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что общество на основании договора аренды № 20-А117275 от 06.05.2008, заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга, занимает нежилые помещения здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тульская, д. 3а, литера А.

На основании архитектурно-планировочного задания на проектирование и размещение информационного объекта от 11.09.2008 № 67736, не содержащего сведений рекламного характера (далее – АПЗ), согласованного с КГА 16.09.2008 и 09.11.2010 на фасаде данного здания размещена вывеска с фирменным наименованием организации «Babylon Super». На протяжении всех лет никаких изменений в информационную вывеску организации не вносилось.

Письмом от 29.11.2010 № 1-4-69589/э КГА сообщило обществу, что «в соответствии с поручением Губернатора Санкт-Петербурга об особенностях размещения рекламных и информационных конструкций на фасадах здания, временно приостановлена процедура согласования новых и пролонгация существующих конструкций», в связи с чем «АПЗ и проект, направленные обществом для пролонгации (вх. № 66358 от 02.09.2010, исх. № 65104/э от 11.11.2010), согласованы ошибочно, полученное согласование от 09.11.2010 просим считать недействительным».

Получив сообщение из КГА об отзыве согласования (исх. № 65104/э от 11.11.2010) и признании ошибочным согласования на размещение информационной вывески на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тульская, д. 3 а, литера А, общество обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы России с письмом от 09.12.2010 за разъяснением правомерности отнесения спорной вывески к рекламной.

В ответ на запрос общества ФАС России письмом от 21.01.2011 № АК/1647 сообщила, что «если организация занимает все здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также о профиле ее деятельности, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица». Изучив приложенный к письму общества иллюстрационный материал, ФАС России пришла к выводу о том, что информация, размещенная на фасаде вышеуказанного здания, не является рекламой и на указанную конструкцию не распространяется требование Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Получив разъяснение ФАС России, 22.09.2011 общество вновь обратилось в КГА с просьбой согласовать представленный лист согласования № 208-071228/11-0-0.

Однако, 21.11.2011 получило отказ в его согласовании со ссылкой на постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904.

Полагая, что отказ в согласовании размещения дополнительного элемента устройства фасадов зданий и сооружений (информационной вывески) противоречит действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обосновано исходил их следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

По мнению комитета, размещенная обществом на фасаде здания (на крыше) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тульская, д. 3а, литера А. конструкция с фирменным наименованием организации «Babylon Super», является рекламной конструкцией, установка которой в Санкт-Петербурге допускается только при наличии разрешения КПВСМИ, оформленного в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904 «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге» (далее – Постановление № 904).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона № 38-ФЗ).

Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащиеся сведений рекламного характера.

Указанные случаи неприменения Закона № 38-ФЗ корреспондируются со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), в силу которой потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего путем размещения на вывеске фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

По смыслу приведенной нормы указание перечисленной информации на вывеске носит для организации продавца товара или исполнителя работ (услуг) обязывающий характер. При этом размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица или индивидуального предпринимателя как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В силу положений статей 54, 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательная для потребителей информация должна содержать профиль предприятия и его наименование. Такая информация может быть размещена на вывеске и на нее не распространяются требования Закона № 38-ФЗ, независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

Аналогичный вывод содержится в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», согласно которого указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что крышная вывеска «Babylon Super СУПЕРМАРКЕТ 24 часа», размещена на здании, арендованном ООО «Супер БАБИЛОН Санкт-Петербург», содержит наименование супермаркета, время его работы, а также указание на вид предприятия торговли.

Следовательно, как справедливо указал суд первой инстанции, такая информация не является рекламой, и на указанную конструкцию не распространяются требования Закона № 38-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона «О рекламе», утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904, действие Порядка не распространяется на информационные конструкции, информационные указатели, не содержащие сведений рекламного характера, или информацию, раскрытие или распространение либо доведение которой до потребителя является обязательным в соответствии с федеральными законами, а также на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге (далее - Правила), которые постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2009 № 416 дополнены разделом 4-1 «Дополнительные элементы и устройства фасадов зданий и сооружений».

Согласно пункту 4-1.1.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2009 № 416 под дополнительными элементами и устройствами фасадов зданий и сооружений, содержащими сведения информационного характера (далее - дополнительные элементы и устройства), понимается размещаемое на фасадах, в том числе на конструктивных элементах фасадов зданий и сооружений, оборудование, содержащее информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, органах государственной власти или местного самоуправления и других лицах, заинтересованных в размещении сведений информационного характера (далее - заинтересованные лица), а также сведения, доведение которых до потребителя (третьих лиц) является обязательным в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4-1.1.2 данного постановления действие раздела 4-1 настоящих Правил не распространяется

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А56-22190/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также