Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А56-7663/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 23 августа 2012 года Дело №А56-7663/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой при участии: от истца (заявителя): предст. Каменков М.В. – доверенность № 78 АА 1929769 от 20.03.2012; предст. Яковлева И.Б. – доверенность № 78 АА 1547282 от 05.12.2011 от ответчика (должника): предст. Козлова О.А. – доверенность № 10/10742 от 22.12.2009 от третьего лица: не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10005/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2012 по делу № А56-7663/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое по иску (заявлению) ОАО «Российские железные дороги» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу третье лицо: ООО «ТехноОхранСервис» о признании недействительными решения и пунктов 1,2 предписания от 15.11.2011 по делу №К10-184/11 установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - Общество, ОАО «РЖД», заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15.11.2011 (в полном объеме изготовлено 29.11.2011) по делу №К10-184/11 и пунктов 1, 2 предписания от 15.11.2011 по этому же делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ТехноОхранСервис». Решением суда от 25.04.2012 заявление удовлетворено, оспариваемые решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС признаны недействительными. В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, Санкт-Петербургское УФАС), ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 25.04.2012 отменить и отказать ОАО «РЖД» в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что в предмете конкурса № 305, а также в условиях конкурсной документации (далее – КД), в том числе, в техническом задании КД и в Регламенте работ по предмету конкурса не содержатся работы, связанные с программным обеспечением турникетных комплексов АСОКУПЭ-Л, во всяком случае, доказательств обратного при рассмотрении антимонопольного дела в УФАС заявителем не представлено, а следовательно, у Общества не имелось оснований для предъявления обязательных квалификационных требований к участникам конкурса о наличии соглашения (договора) с разработчиком и интегратором программного обеспечения турникетных комплексов системы АСОКУПЭ-Л – ООО «Предприятие Микротех». Суд также не принял во внимание доводы Управления о том, что не включение в состав конкурсной документации Методики определения победителя конкурса, могло повлечь ограничение круга участников и ограничение конкуренции. В судебном заседании представитель Санкт-Петербургского УФАС поддержал доводы жалобы. Представители ОАО «РЖД» доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда от 25.04.2012 без изменения, а жалобу Управления – без удовлетворения. Третье лицо извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда от 25.04.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургского УФАС. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.11.2011 Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Санкт-Петербургского УФАС, рассмотрев дело № К10-184/11, возбужденное по жалобе ООО «ТехноОхранСервис» по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) в зоне действия филиала – Октябрьская железная дорога, при проведении открытого конкурса № 305 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту с заменой комплектующих турникетных комплексов автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда в пригородных электропоездах с учетом льготных категорий граждан (АСОКУПЭ-Л) на вокзалах и станциях Дирекции пригородных перевозок «Транском» за счет собственных средств, установила в действиях заказчика нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов. 29.11.2011 по результатам рассмотрения вышеуказанного дела № К10-184/11 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС было вынесено решение о признании в действиях ОАО «РЖД» (филиал Октябрьская железная дорога) нарушений пункта 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, выразившихся в установлении в конкурсной документации обязательных квалификационных требований к участникам конкурса № 305 о наличии соглашения с разработчиком и интегратором программного обеспечения турникетных комплексов системы АСОКУПЭ-Л – ООО «Предприятие Микротех» о допуске к выполнению работ по предмету конкурса, к которым, согласно КД, не относятся работы, связанные с программным обеспечением турникетных комплексов АСОКУПЭ-Л (пункт 1 решения); пунктом 2 решения в действиях ОАО «РЖД»» признано нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в не включении в состав конкурсной документации Методики оценки поданных на конкурс № 305 заявок. На основании указанного решения Управлением выдано ОАО «РЖД» предписание по делу № К10-184/11 от 15.11.2011 о прекращении выявленных нарушений. Определением от 15.12.2011 Управлением исправлены допущенные опечатки в решении и предписании по делу №К10-184/11 в части номера антимонопольного дела (номер К10-181/11 исправлен на номер К10-184/11). Полагая вынесенные УФАС по делу №К10-184/11 решение и предписание в части пунктов 1, 2 незаконными, ОАО «РЖД» в порядке статьи 198 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Управлением решения от 15.11.2011 и выданного на основании этого решения предписания по делу №К10-184/11. Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и представленного отзыва не нее, заслушав мнение сторон, не находит оснований для отмены решения суда от 25.04.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим. Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (филиал Октябрьская железная дорога) объявило и провело конкурс на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту с заменой комплектующих турникетных комплексов АСОКУПЭ-Л на вокзалах и станциях Дирекции пригородных перевозок «Транском» в 2011 году. По результатам вскрытия и рассмотрения конкурсных заявок 07.04.2011 ОАО «РЖД» (филиал Октябрьская железная дорога) уведомило претендентов о признании конкурса несостоявшимся и об осуществлении закупки у единственного поставщика – ЗАО «ПОЛИФЕН». При этом, заявка ООО «ТехноОхранСервис» отклонена, как не соответствующая конкурсной документации, так как в представленной третьим лицом заявке отсутствовали разрешительные документы от разработчика АСОКУПЭ-Л (договор либо протокол о намерениях) на право осуществления деятельности, предусмотренной предметом конкурса (подпункт 5 пункта 2.4 общих положений КД). Управлением в ходе проверки также установлено, что оценка заявки единственного участка ЗАО «ПОЛИФЕН» осуществлялась в соответствии с Методикой оценки конкурсных заявок, разработанной для оценки конкурсных заявок, поданных на конкурс № 305 (далее – Методика). Одним из критериев данной Методики является «наличие соглашения с разработчиком и интегратором АСОКУПЭ-Л для получения доступа к программному обеспечению». Сама Методика оценки не была доведена до сведения участников конкурса и не являлась частью конкурсной документации. Более того, в пункте 2.6.9. КД содержалось положение, согласно которому информация относительно изучения, оценки и сопоставления конкурсных заявок победителей настоящего конкурса не подлежит разглашению претендентам/участникам. Попытки претендентов/участников получить такую информацию служат основанием для отклонения конкурсных заявок таких претендентов. Вышеназванные обстоятельства позволили Управлению сделать вывод о том, что условиями конкурсной документации были созданы преимущественные условия участия в торгах для одного из участников. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (пункт 3). Вместе с тем, как установлено Управлением в ходе проверки и отражено в оспариваемом решении, извещение о проведении конкурса № 305 содержит исчерпывающую информацию о допуске лиц к участию в конкурсе, а также о порядке определения победителя конкурса (стр. 3 решения). Извещение о проведении конкурса № 305 и конкурсная документация были размещены на официальных сайтах Общества. Согласно пункту 1.1.6 конкурсной документации участниками конкурса признавались претенденты, соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, а также предоставившие документы, предусмотренные пунктами 2.4 КД, Техническим заданием. В соответствии с пунктом 2.2 КД претендент должен иметь разрешительные документы от разработчика на право осуществления деятельности, предусмотренной настоящей конкурсной документацией. Согласно пункту 2.4 КД в подтверждение соответствия квалификационным требованиям претендент должен предоставить соглашение (договор) с разработчиком и интегратором АСОКУПЭ-Л о допуске к выполнению работ по предмету конкурса либо протокола о намерениях заключения данного соглашения (копии, заверенные печатью претендента). Победителем конкурса может быть признан участник, чья конкурсная заявка соответствует обязательным и квалификационным требованиям, требованиям технического задания, но имеет не минимальную цену (пункт 2.6.3). Из вышеприведенных положений конкурсной документации видно, что в ней изначально содержалось такое квалификационное требование, как наличие разрешения от Микротех, и эта информация была доведена до всех участников конкурса. Как обоснованно указал суд первой инстанции, Закон, защищающий конкуренцию, устанавливает запрет на преимущество, но не запрет на установление квалификационных требований к участнику конкурса, соотносящихся с предметом конкурса. В рассматриваемом случае ОАО «РЖД» (филиал Октябрьская железная дорога) было заинтересовано в таких контрагентах, которые смогут исполнять принятые на себя обязательства. Данная возможность устанавливается через изучение предоставленных документов и сопоставления с критериями квалификации. Как поясняли представители ОАО «РЖД» (филиал Октябрьская железная дорога) и при рассмотрении дела в Санкт-Петербургском УФАС (том 1, л.д. 54-58) и в суде, Общество считало необходимым наличие у будущего контрагента умения и способности работать с программным обеспечением АСОКУПЭ-Л с целью проведения таких работ, как проверка работы индикации разрешения прохода, передней и задней индикации вход/выход, проверка блокировки трипода при несанкционированном проходе; проверка работы сканера штрих-кода; проверка считки бесконтактной смарт-карты (БСК). Знание программного обеспечения необходимо также в условиях постоянной модернизации Микротех своей программной продукции, поскольку происходит полная переустановка всего программного обеспечения и новое программное обеспечение передается от Микротех только в рамках договорных отношений. Выводы Управления о том, что содержащиеся в составе предмета конкурса №305 работы не связаны с программным обеспечением, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Напротив, фактическая и непосредственная связь программного обеспечения с работами по техническому обслуживанию и ремонту обоснована ОАО «РЖД» и подтверждается материалами дела. Включение в КД требования о наличии у претендентов соглашений с компанией Микротех было продиктовано интересом ОАО «РЖД» в работе именно с сертифицированной обслуживающей организацией, которая имеет самостоятельные отношения с компанией-разработчиком программного обеспечения, имеет возможности прямого контакта с ней, получения необходимой информации, минуя посредничество ОАО «РЖД», тем самым снижая хозяйственные издержки последнего. Кроме того, в оспариваемом решении УФАС не установлено, каким образом требование КД о представлении соглашения с Микротех создало какие-либо преимущественные условия для участия в торгах кому-либо из участников конкурса. Как следует из материалов дела, победитель конкурса - ЗАО «ПОЛИФЕН» предоставляло документацию наравне с остальными участниками, и оценка данных документов также осуществлялась на общих основаниях. При этом в конкурсе № 305 из трех претендентов два имели необходимые соглашения с Микротех, предусмотренные конкурсной документацией, что само по себе опровергает довод Управления о создании преимущественных условий одному из участников конкурса (том 1, л.д. 47-53). Устанавливая нарушение в действиях ОАО «РЖД» пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, Управление указало, что заказчиком не была включена состав КД Методика оценки конкурсных заявок. Однако при этом Управление в своем решении не обосновало, каким образом отсутствие Методики в составе конкурсной документации привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что позволило бы квалифицировать действия заказчика как нарушившие положений пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Суд апелляционной инстанции Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу n А26-11140/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|