Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу n А21-2697/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 августа 2012 года

Дело №А21-2697/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     09 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей  Л.В. Зотеевой, И.Б. Лопато

при ведении протокола судебного заседания:  Ю.А. Беляевой

при участии: 

от истца (заявителя): ген. директора В.И. Король (решение от 28.02.2007), представителей А.В. Копылова (доверенность от 12.03.2012), В.Н. Максимовой (доверенность от 12.03.2012),

от ответчика (должника): не явился (уведомлен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-11826/2012)  ООО ТПК «Балтптицепром» на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 23.05.2012 по делу № А21-2697/2012 (судья С.А. Зинченко), принятое

по иску (заявлению) ООО ТПК «Балтптицепром»

к Службе по экологическому контролю и надзору Калининградской области

об оспаривании постановления №19 по делу об административном правонарушении №2/12 от 20.02.2012

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-птицеводческая компания «Балтптицепром»  (ОГРН 1053900198857; место нахождения: 236013, г. Калининград, пгт А.Космодемьянского) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании  постановления Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области (ОГРН 1093925003809; место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, 1, 206)   (далее - Служба, административный орган) № 19 о назначении административного наказания по делу № 2/12 об административном правонарушении от 20.02.2012, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Решением от 23.05.2012 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава инкриминируемого правонарушения, выразившегося в несоблюдении законодательства при обращении с отходами (пометом птичьим). Так же суд указал на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по административному делу.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить принятое по делу решение и оспариваемое постановление административного органа. Податель жалобы указывает, что на момент проведения проверки административным органом у заявителя отсутствовал отход – помет куриный свежий и помет куриный перепревший, поскольку данное веществе являлось не отходом, а сырьем для производства опилочного компоста, следовательно, в данном случае деятельность Общества не регламентируется положениями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) и в действиях заявителя отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.

Служба, уведомленная надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, представила отзыв на апелляционную жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Службы. Данное ходатайство апелляционным судом удовлетворено, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ,  вынесенного Калининградским межрайонным природоохранным прокурором 19.01.2012 (т.1 л.д.132-137), Службой вынесено постановление от 20.02.2012 №19 по делу №2/12 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Основанием для вынесения постановления послужило то обстоятельство, что в нарушение требований статьи 11, пунктов 2 и 3 статьи 14, пункта 1 статьи 15 Закона №89-ФЗ при фактическом образовании и использовании в производственной деятельности Общества помета куриного свежего и помета куриного перепревшего в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусмотрен норматив их образования, предприятие осуществляет деятельность в области обращения с отходами без подтверждения отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности, без составления паспортов отходов, без профессиональной подготовки лиц, которые допущены к обращению с отходами, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами.

Постановлением Службы Обществу назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100000руб. (т.1 л.д.18-33).

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Общество оспорило данное постановление в арбитражном суде.

Выслушав представителей Общества, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как правильно указал суд первой инстанции, экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Законом № 89-ФЗ и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).

Согласно определениям, приведенным в статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

Таким образом, применение отходов для производства товаров (продукции) является их использованием, которое Законом №89-ФЗ отнесено к обращению с отходами.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что  индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80.

СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание (п. 2.2); временное хранение отходов на производственной территории предназначается для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов и для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки или утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.2); условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение отходов III  класса допускается в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV класса - навалом, насыпью, в виде гряд (п. 3.6).

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» помет куриный свежий имеет код 13100101 03 01 3, а помет куриный перепревший - код 13100101 01 00 4.

Факт образования и использования помета куриного свежего и перепревшего в качестве сырья для получения опилочнопометного компоста на предприятии заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Довод Общества о том, что помет является побочным продуктом, поскольку  используется в качестве сырья для дальнейшего производства,  в связи с чем он не может быть признан отходом производства, был предметом рассмотрения суда первой инстанции  и правомерно им отклонен. Как правильно указал суд первой инстанции, возможность повторного использования куриного помета, полученного в ходе выращивания кур, не прекращает статус помета как отхода, который отнесен к таковым Федеральным классификатором отходов.

Согласно определению, приведенному в статье 1 Закона №89-ФЗ, отходы производства - это продукты, образующиеся, в том числе, в процессе производства, и использование которых возможно для производства другого товара.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае использование помета куриного в производстве другого товара (опилочнопометного компоста) не меняет статус данного продукта как отхода производства, порядок обращения с которым регулируется Законом № 89-ФЗ.

Тот факт, что согласно технологии производства опилочнопометного компоста образовавшийся в ходе жизнедеятельности кур помет свежий смешивается с опилками непосредственно в месте выращивания кур, не исключает опасного воздействия помета свежего (токсичность) на окружающую среду и на персонал, непосредственно обслуживающий указанный процесс.

Кроме того, согласно Техническим условиям «Удобрение органическое. Опилочнопометный компост» ТУ 9849-043-00483470-2008 технологический процесс производства опилочнопометного компоста включает транспортирование и складирование помета подстилочного в производственных корпусах, созревание опилочнопометной смеси (т.3 л.д.116-117).

ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», на положения которого ссылается Общество в обоснование своей позиции, не регулирует отношения по обращению отходов, обладающих опасными свойствами, а устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по делу n А26-2252/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также