Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 по делу n А42-6165/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 августа 2012 года

Дело №А42-6165/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     08 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей  В. А. Семиглазова, Е. А. Сомовой,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем А. Г. Куписок,

при участии: 

от истца (заявителя): Ю. С. Пушкарева, доверенность от 18.07.2012 № 21-07/2012/КМТП;

от ответчика (должника): Н. В. Полякова, доверенность от 10.01.2012 № 14-2, А. П. Трифонов, доверенность от 16.01.2012 № 14-30;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-12095/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 02.05.2012 по делу № А42-6165/2011 (судья О. А. Евтушенко), принятое

по иску (заявлению) ООО "Кандалакшский морской торговый порт"

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области

о признании частично недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кандалакшский морской торговый порт" (ОГРН 1065102009015, адрес 184040, Мурманская область, Кандалакша, Беломорская ул., д. 19) (далее – ООО "Кандалакшский морской торговый порт", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области (адрес 184056, Кандалакша, ул. Пронина, д. 4) (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ №1 по Мурманской области, ответчик) о признании частично недействительным решения от 30.06.2011 № 28.

Решением суда первой инстанции от 02.05.2012 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе МИФНС РФ №1 по Мурманской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что право на применение Обществом при исчислении налоговой базы по НДС налоговой льготы, предусмотренной продпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении реализации услуг по буксировке судов, возникает только при соблюдении единственного условия, позволяющего применять установленную льготу – наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; Общество в проверяемый период осуществляло буксировку судов в отсутствии лицензии на данную деятельность; следовательно, доначисления по налогу произведены Инспекцией правомерно.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Общества налоговым органом было вынесено оспариваемое в части решение.

Указанным решением Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 и по статье 123 НК РФ в виде штрафов в общем размере 54654 руб., Обществу были начислены пени в сумме 133490 руб., отказано в возмещении из бюджета излишне заявленного за 2008-2009 НДС в сумме 2702266 руб., уменьшен остаток неперенесенного убытка на конец 2008 и 2009 на сумму 2043489 руб., предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 88475 руб.

Общество оспорило данное решение Инспекции в судебном порядке в части  отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 2702266 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообложения, систематическое (два раза и более в течение календарного года) неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, и в отчетности хозяйственных операций по учету расходов от реализации товаров (работ, услуг) в виде штрафа в размере 15000 руб. за не отражение операций по буксировке, уменьшения остатков не перенесенного убытка на конец 2008 и 2009 в сумме 2043489 руб., и начисления пеней по НДС в сумме 105897 руб.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что Общество в проверяемом периоде на основании подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ воспользовалось льготой (освобождением от налогообложения) в отношении работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту.

В оспариваемом в части решении Инспекция указала, что согласно представленным для проверки документам (счетам-фактурам, дисбурсментским счетам, актам выполненных работ, буксирным нарядам, заявкам на оказание услуг, товарным накладным), заявитель в проверяемом периоде осуществлял следующие работы (услуги) по обслуживанию судов: оказание услуг буксиром при швартовке и перешвартовке; швартовые операции; снабженческие (шипчандлерские) услуги; доставка комиссии на рейд; оказание услуг портовым краном докером-механизатором; причальные услуги; другие работы и услуги, непосредственно связанные с обслуживанием судов в период их стоянки в порту.

При оформлении первичных документов различные виды услуг по обслуживанию судов Общество выделяло отдельной строкой в счетах-фактурах, дисбурсментских счетах, актах выполненных работ, договорах.

Налоговый орган в оспариваемом решении указал, что Общество в проверяемый период осуществляло с помощью буксиров «Верман» и «Безотказный» операции по буксировке морских судов на акватории порта. Расчеты за оказанные услуги производились по тарифам, установленным Распоряжением ООО «КМТП» от 11.02.2008. Налогоплательщик выставлял в адрес контрагентов счета-фактуры на оплату оказываемых услуг, в которых отдельной строкой выделялась оплата за услуги по буксировке. Счета-фактуры за оказываемые услуги выставлялись покупателям без НДС. В налоговых декларациях по НДС за 2008 и 2009 операции, связанные с оказанием работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в порту, в том числе услуги по буксирному сопровождению судов, заявлены налогоплательщиком как не подлежащие налогообложению в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Однако, в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что в проверяемом периоде у Общества в нарушение подпункта 71 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» отсутствовала лицензия на осуществление буксировочных работ.

Налоговый орган полагает, что в связи с  отсутствием у Общества лицензии на осуществление деятельности по буксировке, Обществом не было соблюдено условие применения льготы по подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ и была необоснованно применена при исчислении налоговой базы по НДС указанная налоговая льгота, и с операций по буксировке Общество обязано было исчислять и уплачивать в бюджет НДС в общеустановленном порядке.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В частности, подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания  в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

Пунктом 6 статьи 149 НК РФ установлено, что перечисленные в указанной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не содержит требований по лицензированию работ, услуг (включая работы по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.

Пунктами 69 и 71 части 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ установлено, что деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах, подлежит лицензированию.

Из материалов дела следует, что ООО «Кандалакшский морской торговый порт» в соответствии с лицензией серии МТ 108 № 019366 от 21.04.2008 осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.

При получении лицензии в соответствии с «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 490 от 13.08.2006, Обществом было заявлено судно буксир-кантовщик «Верман».

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕК ред. 1.1) (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-см, введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2011 без отмены ОК 029-2001) выделено два вида деятельности, связанной с морским транспортом: код 61.10.32 – предоставление маневровых услуг на морском транспорте, включая буксировку судов и иных плавучих средств; код 63.22.13 – деятельность по постановке судов к причалу, осуществление швартования судов в портах на морском транспорте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в соответствии с Законом № 128-ФЗ утверждены Положения, в том числе: Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. Указанными Положениями деятельность по швартовке не определена, как подлежащая лицензированию.

Согласно статье 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Понятие «швартование» в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации отсутствует.

Общество полагает, что им оказывались не услуги по буксировке судов, а услуги по швартовке. Заявитель ссылается на то, что в счетах-фактурах, актах выполненных работ наряду со швартовыми операциями указывались услуги буксира, чтобы разделить непосредственно работу докеров-швартовщиков на причале и помощь буксира при осуществлении швартовых работ – постановке судна к причалу. Докеры-швартовщики выполняли работы по закреплению судна к причалу (швартовка) и его отшвартовке. Буксиры не осуществляли буксировку, а оказывали помощь при постановке судна к причалу в ходе оказания услуг по швартовке. В счетах-фактурах в услуги буксира были включены и иные операции: доставка лоцмана на рейд, доставка комиссии, которые также не относятся к буксировке, с чем налоговый орган согласился в ходе проверки.

Судом первой инстанции были допрошены свидетели и специалисты: Шестопалов В.И. – капитан-наставник службы безопасности мореплавания Департамента безопасности мореплавания Мурманского морского пароходства; экономист Департамента эксплуатации флота Мурманского морского пароходства Мажарова А.А.; старший государственный инспектор Инспекции государственного портового контроля, доцент, заместитель заведующего кафедрой управления судов и промрыболовства Мурманского государственного технического университета, ранее работавший капитаном порта Витино, Шугай С.Н.; капитан Морского порта Кандалакша ФГУ «Администрация морского порта Кандалакша» Комличенко В.П.

Из показаний указанных свидетелей следует, что швартовка выполняется суднами-буксирами, которые оказывают помощь при маневрировании судна, при этом судно способно двигаться самостоятельно, однако для безопасного швартования в порту для его движения используются буксиры – от одного и более. Буксиры необходимы при постановке судна на якорную стоянку или к причалу. При буксировке используются носовая часть буксира или швартовые концы. Услуги буксира при буксировке и услуги буксира при швартовке оплачиваются по-разному, так как это разные услуги. Оплата услуг буксира при осуществлении швартовых операций производится в зависимости от валовой вместимости судна. Целью оказания помощи при маневрировании является обеспечение безопасности.

Буксировка осуществляется, когда судно потеряло управление, и его тогда буксируют. Услуги по швартовке также оказываются буксирами.

Буксировка – это перемещение из одного пункта в другой объекта, который не имеет собственного движения. При буксировке оплата производится по договору, по установленным тарифам. Также может быть аварийная буксировка, главной задачей которой является удержание судна до подхода специализированных судов. При осуществлении буксировки на буксире обязательным оборудованием является буксирный трос и буксирная лебедка, обычно используется один буксир. При вспомогательных буксирных работах, швартовых операциях, буксирный трос или лебедка не нужны, используются швартовые концы самого судна либо буксира.

Швартовкой является постановка судна к причалу, в то время как буксировка – это перемещение судна на какое-то расстояние, для буксировки необходим подготовительный этап, а именно, подготовка плана перехода, который утверждается капитаном Морского порта; им таких планов не утверждалось.

Мурманское морское пароходство

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2012 по делу n А56-27895/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также