Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу n А56-51384/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 августа 2012 года

Дело №А56-51384/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     02 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Горшелева В.В.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания: до перерыва – помощником судьи Криворучко О.А., после перерыва – секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.,

при участии: 

от истца: Тулаев Л.П. по доверенности от 05.12.2011;

от ответчика: Дмитриева И.Н. по доверенности от 21.03.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-11212/2012)  открытого акционерного общества "Российские железные дороги"  на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2012 по делу № А56-51384/2011 (судья Радынов С.В.), принятое

по иску ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, адрес: 107174, Москва, ул. Басманная, 2, 191023, Россия, Санкт-Петербург, пл. Островского д. 2)

к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН:  1037701021841, адрес:  105210, Россия, Москва, Костомаровский пер., 2; 192019, Россия, Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д. 6)

о взыскании убытков,

установил:

ОАО «Российские железные дороги» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ответчик) о взыскании 321 767 руб. 90 коп. убытков, понесенных в связи с уплатой штрафа и таможенных платежей.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил основание иска, пояснив, что требование о взыскании убытков заявлено на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положений Правил перевозок  железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 (далее – Правила перевозок), статьи 118  Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ), а не на положениях Соглашения о порядке ответственности сторон в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом № 147 от 04.05.2005 (далее – Соглашение о порядке ответственности сторон). Данные уточнения приняты судом первой инстанции к рассмотрению.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2012 в удовлетворении иска отказано.

Истец в апелляционной жалобе просит данное решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что ответственность за утрату груза должно нести виновное лицо, полагая таковым ответчика; полагает, что вина ответчика выразилась в необеспечении сохранности груза и средств таможенной идентификации в пути следования груза; исковые требования заявлены не на основании ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств перед истцом, а на основании статьи 15 ГК РФ.

Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменном отзыве на неё, полагает решение арбитражного суда первой инстанции правильным.

В судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня для представления истцом ведомственных документов, на которые он ссылается в обоснование своих доводов. После перерыва судебное заседание продолжено.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 26.08.2008 ОАО «Русал Саяногорский алюминиевый завод»  в Хакасскую таможню подана грузовая таможенная декларация № 10604020/260808/0001704 с целью таможенного оформления товара «алюминий необработанный».

Согласно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № 91906072, данный товар в количестве 65 грузовых мест, общей массой (нетто) - 63965 кг., следовал со ст. Камышта, Красноярской ж.д., от грузоотправителя ОАО «Русал Саяногорский алюминиевый завод» на ст. Новый порт, Октябрьской ж.д. в адрес грузополучателя ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», под сопровождением представителей ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» согласно договору № 13/НОР-1/5 от 17.09.2003, о чем имеется отметка в железнодорожной накладной.

По прибытии груза на станцию Каменск-Уральский, было обнаружено, что справа на ЗПУ тросик полностью перебит. Вагон был вскрыт, установлено, что у одного пакета, порваны упаковочные ленты, не достает 20 брусков алюминия, весом 447 кг. Доступ к грузу устранен путем наложения ЗПУ СПРУТ-777 РЖД №2948986, о чем составлен акт общей формы №2041.

По данному факту Постановлением Балтийской таможни по делу об административном правонарушении № 10216000-2204/2008 от 29.01.2009 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, то есть утрате товаров, помещенных под таможенный контроль. В качестве санкции за утрату груза при его перевозке применен административный штраф в размере 310 000 руб.

Сумма штрафа была оплачена ОАО «РЖД» платежным поручением от 11.03.2009 № 137.

Постановлением Балтийской таможни по делу об административном правонарушении № 10216000-750/2008 от 23.04.2009 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.11 КоАП РФ, то есть в утрате пломб грузоотправителя, использованных таможней в качестве средств таможенной идентификации. В качестве наказания наложен административный штраф в размере 10 000 руб.

Сумма штрафа была оплачена ОАО «РЖД» платежным поручением от 29.05.2009 № 500.

Кроме того ОАО «РЖД» были выплачены таможенные платежи на сумму 1 767 руб. 90 коп.

Полагая, что убытки в общей сумме 321 767 руб. 90 коп., связанные с оплатой указанных штрафов и таможенных платежей, подлежат возмещению на основании Соглашения о порядке ответственности сторон и статьи 15 ГК РФ за счет ответчика, истец направил в его адрес претензии №№ НТБД-02/414 от 02.06.2009, НТБД-02/395 от 15.05.2009. Поскольку указанные претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, правильно применив нормы материального права и не допустив нарушений норм процессуального права, правомерно пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований ни по праву, ни по размеру, в связи с чем, отказа в удовлетворении иска в полном объеме.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, оценивая доводы апелляционной жалобы, установил следующее.

В соответствии со статьей 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан возместить кредитору убытки.

Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, вину причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.

Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из материалов дела усматривается, что 04.05.2005 истец (перевозчик) и ответчик заключили соглашение № 147 «О порядке ответственности в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (действовало в период спорной перевозки), предметом которого является установление:

- порядка ответственности сторон в рамках взаимодействия при перевозках грузов железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых Охраной согласно Перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденному приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38 (Приказ № 38), Правилам перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя (приложение 3 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении), Перечню грузов, которые должны сопровождаться и охраняться военизированной охраной железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденному решением одиннадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту;

- порядка взаимодействия по рассмотрению претензий грузоотправителей, грузополучателей, страховщиков, иностранных организаций железнодорожного транспорта, предъявленных перевозчику за утрату, недостачу, повреждение, порчу грузов;

- порядка возмещения Охраной перевозчику сумм штрафов и таможенных платежей, взысканных государственными органами за административные правонарушения, связанные с перевозкой таких грузов.

Из пункта 1.1.1 Соглашения усматривается, что  установленный им порядок  распределения ответственности распространяется на взаимоотношения сторон при перевозках грузов железнодорожным транспортом, осуществляемых  истцом и сопровождаемых и охраняемых ответчиком согласно Перечню грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденному Приказом МПС России от 18.06.2003 № 38.

Порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов установлен пунктом 2.1 соглашения № 147.

Сторонами не оспаривается, что взаимоотношения сторон по спорной перевозке подпадают под пункт 2.1.1 соглашения, согласно которому взаимодействие между истцом и ответчиком осуществляется в том числе при перевозках грузов, погруженных на станциях железных дорог - филиалов истца, на экспорт через пограничные передаточные железнодорожные  и припортовые станции Российских железных дорог.

Порядок осуществления передачи грузов установлен пунктом 2.2 соглашения № 147.

В соответствии с пунктом 2.3 соглашения передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах между истцом и ответчиком, предусмотренная пунктами 2.2.1-2.2.8, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 согласно Порядку ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденному приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.11.2003 № 72, в сроки, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций, на которых осуществляется передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах. Ответчик несет ответственность за сохранность груза от момента приема под охрану вагонов, контейнеров с грузами по приемо-сдаточному акту после подписи уполномоченными представителями истца в строке «Вагон, контейнер с грузом сдал» и ответчика в строке «Вагон, контейнер с грузом принял» и до момента передачи вагонов, контейнеров с грузами и подписи приемо-сдаточного акта уполномоченными представителями ответчика в строке «Вагон, контейнер с грузом сдал» и истца в строке «Вагон, контейнер с грузом принял».

Ответственность сторон предусмотрена статьей 6 соглашения № 147.

Согласно пункту 6.3 соглашения ответственность за уничтожение, повреждение, утрату либо изменение средств идентификации (ЗПУ, пломб грузоотправителей, пломб и печатей таможенных органов на транспортных средствах), за недостачу, утрату, повреждение, порчу грузов, повлекших за собой наложение таможенными органами штрафа и таможенных платежей на Дорогу за нарушение таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы в порядке, установленном разделом 2 настоящего соглашения.

Пунктом 6.4 соглашения предусмотрено, что ответственность сторон при перевозках вагонов и контейнеров с грузами, следующими под таможенным контролем, определяется сторонами при рассмотрении претензий на основании сведений, указанных в перевозочных документах, приемо-сдаточных актах формы КЭУ-5, актах общей формы, коммерческих актах.

Из материалов дела усматривается, что груз следовал в режиме внутреннего таможенного транзита, в связи с чем, передача груза от истца ответчику осуществляется на основании акта формы КЭУ-5.

Изложенный порядок соответствует действующим в данной области ведомственным нормативным актам самого истца.

В частности, в соответствии с Перечнем грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденному Приказом МПС России от 18.06.2003 № 38, перевозка груза «Алюминий необработанный» должна осуществляться в обязательном сменном сопровождении и охране на всем пути следования.

Пунктом 4 Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, предусмотрено, что при перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, с момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Пунктом 7 названных Правил предусмотрено, что в случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей, ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.

При этом, согласно пункту 2.1 Порядка ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 17.11.2003 № 72, приемо-сдаточный акт формы КЭУ-4 или КЭУ-4ВЦ составляется перевозчиком на станции назначения и отправления, в том числе, в случаях:

- при выдаче перевозчиком грузов с принадлежащих ему складов и площадок;

- при приемке грузов перевозчиком в принадлежащие ему склады и площадки.

В соответствии с пунктом 2.2 данного Порядка, приемо-сдаточный акт формы КЭУ-5 составляется на все вагоны, контейнеры с грузами, входящими в Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденный приказом МПС России от 18.06.2003 № 38 «Об отверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу n А56-37284/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также