Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу n А56-14162/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 августа 2012 года

Дело №А56-14162/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     01 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Зотеевой Л.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя: Рооз О.А., дов. от 25.10.2011 № 74

от ответчика: Сабурова В.А., дов. от 23.08.2011 № 214

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11458/2012) Отдела надзорной деятельности по Тосненскому району ГУ МЧС России по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2012 по делу № А56-14162/2012 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое

по заявлению Администрации Тосненского Городского поселения Тосненского района Ленинградской области

к Отделу надзорной деятельности по Тосненскому району ГУ МЧС России по Ленинградской области

об оспаривании постановления

 

установил:

Администрация Тосненского Городского поселения Тосненского района Ленинградской области: 187000, Ленинградская область, г. Тосно, пр. Ленина, д. 32, ОГРН 1054700604529 (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Тосненского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области: 187000, Ленинградская область, г. Тосно, пр. Ленина, д. 16 «а» (далее – ОНД Тосненского района) от 24.02.2012 № 833 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 23.04.2012 суд удовлетворил заявление администрации в полном объеме.

ОНД Тосненского района заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2012 года по делу № А56-14162/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушены правила подведомственности – части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункта 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку, учитывая, что объективная сторона правонарушений в области пожарной безопасности, предусмотренных Главой 20 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства, то рассмотрение заявления администрации об оспаривании постановления за правонарушение в области требований пожарной безопасности, относится к компетенции суда общей юрисдикции (статья 23.1 КоАП РФ). Кроме того, ОНД Тосненского района считает ошибочным вывод суда о том, что содержание и ремонт пожарных гидрантов невозможно без эксплуатации сетей водоснабжения, следовательно, обязанность по текущему и капитальному ремонту в установленном договорном порядке лежит на эксплуатирующей организации – ОАО «ЛОКС».

В судебном заседании представитель ОНД Тосненского района поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель администрации против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что 05.12.2011 при проведении проверки наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования Тосненское городское поселение Ленинградской области, ОНД Тосненского района было установлено, что:

- пожарные гидранты по адресам: г. Тосно, ул. Шоссе Барыбина, д.24, (№ 24-М); г. Тосно, ул. Боярова, д. 13, (№13-М); г. Тосно, ул. 1-ая Ижорская д. 14, ул.П.Осипенко, (№14-М); г. Тосно, ул. Корпусная, д.20, (№20-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина, д. 18, (№18-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина, д.32, (№32-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина, д.62 к.2, (№62К2-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина, д.62 к. 3, (№62КЗ-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина, д.62 к. 3, (№62КЗ-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина д.29, (№29б-М); г. Тосно, ул. Проспект Ленина д.63, (№63-М); г. Тосно, ул. Островского д.3а, (№3а-М); г. Тосно, ул. Советская д.2, (№2-М); г. Тосно, ул. Школьная д.15, (№15-М); г. Тосно, ул. Чехова д.7, (№7-М); г. Тосно, ул. Урицкого д.Ю, (№10-М) находятся в неисправном состоянии, не поддерживаются в постоянной готовности для нужд пожаротушения;

- к пожарным гидрантам по адресам: г. Тосно, ул. Корпусная, д. 10, (№10-М); г. Тосно, ул. 3-я улица д. 45, (№45-М) нет подъезда.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 14.12.2011 в отношении администрации дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

По результатам проверки 13.02.2012 уполномоченным должностным лицом ОНД Тосненского района составлен протокол № 24/833 об административном правонарушении, которым действия администрации квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Постановлением от 24.02.2012 № 833 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с постановлением ОНД Тосненского района, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции исходил из недоказанности ОНД Тосненского района состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, признал оспариваемое постановление незаконным, и отменил его.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.

В соответствии со статьей 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В статье 38 Закона № 69-ФЗ в числе лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, названы собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, субъектом административного правонарушения в рассматриваемой ситуации является лицо, ответственное за содержание пожарных гидрантов.

Из материалов дела следует, что Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области, от имени которого действует администрация, является собственником сетей водоснабжения в г. Тосно на основании Областного закона от 14.08.2006 № 84-оз «Об утверждении перечня имущества, передаваемого от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области».

20 декабря 2005 года между КУМИ муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» (арендодатель) и ОАО «Водоканал» (арендатор) заключен договор аренды № 16, по условиям которого арендодатель передает Арендатору во временное владение и пользование оборудование, сооружения и сети в соответствии с Приложением № 1 к договору (далее – имущество), которое будут использовано арендатором в целях обеспечения посредством эксплуатации имущества бесперебойного водоснабжения и водоотлива на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, а арендатор обязуется принять имущество и уплачивать арендодателю арендную плату на условиях и в порядке, предусмотренных договором (пункт 1.1).

Оборудование, сооружения и сети, указанные в Приложении № 1, находятся в собственности муниципального образования «Тосненский район Ленинградской области» (пункт 1.2).

Указанное в Приложении № 1 к договору аренды от 20.12.2005 № 16 имущество передано по акту приема-передачи имущества водоснабжения и водоотлива (л.д. 27).

На основании договора от 01.02.2008 ОАО «Водоканал (сторона-1) передало права и обязанности по договору аренды (с дополнительными соглашениями от 23.12.2005, от 01.08.2007 № 1 и от 31.01.2008 № 2) ОАО «ЛОКС» (сторона-2) для обеспечения посредством эксплуатации имущества бесперебойного водоснабжения и водоотведения потребителей на территории муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области, проведения инвестиционной деятельности в отношении муниципального имущества, модернизации имущества согласно Приложения № 1 (л.д. 28-42).

Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что пожарные гидранты являются составной частью (оборудованием) сетей водоснабжения и были переданы по означенным договорам ОАО «ЛОКС», поскольку из условий договоров от 20.12.2005 № 16 и от 01.02.2008, а также из перечня переданного имущества (Приложение № 1 к договорам) усматривается, что стороны при заключении договора согласовали исчерпывающий перечень подлежащего передаче в аренду недвижимого имущества (предмет договора), данное имущество передано арендодателем и принято арендатором, что подтверждается соответствующим актом. При этом в этот перечень (Приложение № 1) не включены пожарные гидранты по указанным выше адресам.

Ссылка администрации на то, что пожарные гидранты являются такой частью системы водопровода, которая передается по акту вместе с водопроводными сетями без отдельного указания в акте приемки-передачи имущества, подлежит отклонению, поскольку носит предположительный характер. В Приложении № 1 перечислено все передаваемое имущество с инвентарными номерами. Пожарные гидранты являются имуществом, которое может передаваться не только в совокупности с иными вещами и как их часть, а также как отдельные объекты имущества.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что администрация не представила в материалы дела доказательства, подтверждающие, что спорное имущество (пожарные гидранты) являются частью какого-либо передаваемого по акту имущества. Соответственно, доводы о необходимости содержания ОАО «ЛОКС» как организации ВКХ такого имущества, включении в расходы по содержанию водопроводной сети расходов на содержание пожарных гидрантов в данном случае являются необоснованными.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (статьи 126, 127 Закона).

Согласно статьям 10 и 19 № 69-ФЗ вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с названным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2012 по делу n А56-69154/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также