Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А26-82/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 июля 2012 года

Дело №А26-82/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     24 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи  Слобожаниной В.Б.,

судей  Несмияна С.И., Черемошкиной В.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Русаковой А.В.,

при участии: 

от истца: Сокольницкий А.С. по доверенности от 01.12.2011;

от ответчика: Попова О.Н. по доверенности от 22.06.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10493/2012)  открытого акционерного общества «Российские железные дороги», место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 13.04.2012 г. по делу № А26-82/2012 (судья Дружинина С.И.), принятое

по иску ОАО  "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)  

к ООО "Карелприродресурс" (ОГРН:1031000002868; ИНН:1001138331)

о взыскании платы за пользование вагонами,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс" (далее - ответчик) о взыскании 1 524 818 руб. 07 коп. платы за пользование вагонами, срок доставки которых был нарушен, за период с 01.01.2011 по 10.03.2011.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец уточнил исковые требования, отказавшись от требований на сумму платы за пользование 8 вагонами, задержанными с 07.02.2011 по 09.02.2011, в размере 16 420 руб. (пункт 5 расчета; расчет на л.д. 12,13 в т.1) и 2 вагонами, задержанными с 08.03.2011 по 10.03.2011, в размере 2 354 руб. 40 коп. (пункт 8 расчета), просит взыскать с ответчика 1 506 043 руб. 67 коп. платы за пользование вагонами, срок доставки которых был нарушен, за период с 01.01.2011 по 10.03.2011.

Данное уточнение принято судом первой инстанции к рассмотрению.

Решением арбитражного суда от 13.04.2012 (в редакции определения об исправлении опечатки от 16.04.2012) принят отказ от иска в части взыскания суммы платы за пользование 8 вагонами, задержанными с 07.02.2011 по 09.02.2011, в размере 16 420 руб. и 2 вагонами, задержанными с 08.03.2011 по 10.03.2011, в размере 2 354 руб. 40 коп.; в удовлетворении иска в остальной части отказано; с истца в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 26 060 руб. 43 коп.

Истец в апелляционной жалобе просит данное решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не исследованы обстоятельства того, в какой момент в течение спорного периода у истца должна была возникнуть обязанность принять брошенные вагоны; не соглашается с выводов суда о правовой природе предъявленной ко взысканию платы как меры ответственности владельца подъездного пути за нарушение перевозчиком сроков доставки груза, поскольку, по мнению истца, ответчик обязан вносить плату за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами в случае их задержки в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика; увеличение сроков доставки вагонов на все время их задержки не освобождает ответчика от обязанности вносить плату за пользование вагонами. Истец полагает, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, подлежит взысканию за весь период задержки таких вагонов на промежуточной станции.

Ответчик в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании истец высказался согласно доводам апелляционной жалобы; ответчик поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 30.01.2010 между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор № 282 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «Карелприродресурс» при станции Леппясюрья Октябрьской ж.д. (при обслуживании локомотивом Владельца)

По условиям пункта 19.3 данного договора,  в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащими перевозчику (истцу), на путях общего пользования, приемо-отправочных (выставочных) путях по причинам, зависящим от владельца, перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и 10 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициента индексации. В таком же порядке и размере перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки этих вагонов в пути следования на путях общего пользования, в т.ч. на путях общего пользования промежуточных железнодорожных станций, из-за неприема их железнодорожной станцией по причинам, зависящим от владельца, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.

Как указывает истец, в период с 01.01.2011 по 10.03.2011 вагоны истца (в общем количестве 117 вагонов) были задержаны на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причине невыполнения ответчиком технологического срока оборота вагонов, в подтверждение чего истцом в материалы дела представлены акты общей формы № 38 от 15.01.2011, № 40 от 16.01.2011, № 42 от 16.01.2011, № 76 от 04.02.2011, № 91 от 09.02.2011, № 75 от 02.02.2011, № 122 от 10.03.2011.

Из содержания перечисленных актов, подписанных представителями истца, следует, что они были составлены в присутствии представителей как истца, так и ответчика, тем не менее, представитель ответчика от их подписания отказался, о чем свидетельствуют соответствующие отметки в этих актах и акты общей формы: №89 от 18.01.2011, №87 от 16.01.2011, №99 от 12.02.2011, №95 от 10.02.2011, №77 от 04.02.2011, №131 от 10.03.2011, специально составленные представителями истца в присутствии представителя ответчика для удостоверения отказа последнего от подписания актов, поименованных выше.

В срок, установленный абзацем 4 пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила № 45), ответчик не представил истцу свои разногласия или возражения на данные акты общей формы.

В обоснование нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов истец также представил памятки приемосдатчика и справки-расчеты.

В пункте 22.1.4 договора стороны согласовали, что количество вагонов, одновременно подаваемых на места погрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, составляет не более 46 условных вагонов; вместимость мест погрузки составляет 46 условных вагонов, в том числе путь №5-23 вагона, путь №6 - 23 вагона. Технологический срок оборота вагона установлен сторонами в пункте 13 договора и равен 2 часам.

Во исполнение обязательств, предусмотренных абзацем 4 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила №26), истец извещениями №1/1 от 01.01.2011, №3/1 от 03.01.2011, №10/1 от 29.01.2011, №12/1 от 30.01.2011, №19/1 от 07.02.2011, №22(1) от 08.03.2011 сообщил ответчику о задержке спорных вагонов.

Ссылаясь на то, что спорные вагоны в период с 01.01.2011 по 10.03.2011 были задержаны по причине невыполнения ответчиком технологического срока оборота вагонов, истец, руководствуясь пунктом 19.3 договора, статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, начислил ответчику  плату в размере 1 506 043 руб. 67 коп. за пользование вагонами, срок доставки которых был нарушен,  за период с 01.01.2011 по 10.03.2011 и обратился в суд с настоящим иском о взыскании указанной платы.

Арбитражный суд первой инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, правильно применив нормы материального права и не допустив нарушений норм процессуального права, правомерно пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований по праву и по размеру, в связи с чем, отказал в удовлетворении иска.

В соответствии с абзацами 3, 4, 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.7 Правил № 26, в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", поскольку в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьями 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, то размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ООО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на железнодорожном транспорте); тогда как размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

Предъявленная ко взысканию в рамках рассматриваемого дела плата была начислена истцом ответчику на основании пункта 19.3 договора, абзацев 1,2 пункта 4.7 Правил №26, статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

По смыслу норм Арбитражного процессуального кодекса, истец определяет самостоятельно предмет и основание иска. Арбитражный суд рассматривает дело по заявленным предмету и основаниям.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьёй 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги, в частности, при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.

Исходя из буквального толкования по правилам статьи 431 ГК РФ, в пункте 19.3 договора № 282 истец и ответчик согласовали условие о том, что для возникновения на стороне ответчика обязанности оплатить на основании данного пункт договора пользование вагонами необходимо совокупность следующих условий: задержка вагонов станцией назначения

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу n А56-62285/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также