Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу n А56-3148/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 июля 2012 года

Дело №А56-3148/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     12 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баркановой Я.В.

судей  Сериковой И.А., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Сизоненко М.Г.

при участии: 

от заявителя: представители Александрова А.А., Александрова Т.А. (по доверенности от 20.03.2012, генеральный директор Олонин Е.И. (выписка из протокола от 02.03.2011),

от заинтересованного лица: представитель Иванов В.В. (по доверенности от 11.01.2012),

от третьего лица: не явился, уведомлен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10031/2012)  ОАО "Синявинское" на решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2012 по делу № А56-3148/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое

по заявлению Открытого акционерного общества "Синявинское"

к Администрации Муниципального образования "Кировский муниципальный район Ленинградской области" о признании незаконным бездействия и об обязании,

 

установил:

Открытое акционерное общество «Синявинское» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Кировский муниципальный район Ленинградской области» (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от  рассмотрения заявления от 23.11.2001 вх. № 18-6086/11 о предоставлении в собственность Заявителя земельного участка, занятого 12 принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, расположенными по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14; а также о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от выдачи схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости Заявителя; обязании Администрации утвердить и выдать Заявителю схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории испрашиваемого земельного участка по названному адресу в срок не позднее 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Решением арбитражного суда от 16.04.2012 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит названное решение отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на то, что  в отсутствии утвержденной в установленном порядке схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка Общество лишено возможности выкупить земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 10,6 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная , д. 14, на основании решения главы Администрации Кировского района от 10.01.93 № 14 был предоставлен  Государственному ремонтно-техническому предприятию «Кировскремтехагропромснаб» (правопредшественник Заявителя) на праве бессрочного (постоянного) пользования.

Как следует из свидетельств от 19.09.2002, на объекты, расположенные по указанному выше адресу:  два склада (ангара) с пристройкой (административно-бытовой корпус) площадью 1252 кв. м (лит. Л, Л1), теплый гараж-стоянка площадью 4041,2 кв. м (лит. И), фидерно-распределительная подстанция площадью 126,8 кв. м (лит. З), цех крупноблочный (по ремонту автомашин) с пристройкой площадью 951,8 кв. м (лит. С, с), база гаража площадью 723,4 кв. м (лит. Е), механические мастерские площадью 1374,1 кв. м (лит. А), столярный цех с навесом и сараем площадью 160,8 кв. м (лит. О, г3, г4), токарный цех площадью 194,4 кв. м (лит. Р), склад (ангар) с пристройкой площадью 1625,2 кв. м (лит. П, п), было зарегистрировано право собственности Заявителя.

Кроме того,  18.09.2002    зарегистрировано право собственности Заявителя на котельную площадью 207,7 кв. м. по названному адресу, лит. К, на ангар для хранения и доработки пиломатериалов площадью 1003,7 кв. м., лит. М и ангар для хранения металлоконструкций площадью 554,7 кв. м., лит. Н (свидетельства от 21.05.2004).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка площадью 65 000 кв. м. с кадастровым № 47:16:0432001:58, расположенного в Ленинградской области, Кировский район, г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14, участок разрешен к использованию под производственную базу; граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, кадастровый № 47:16:0432001:58 равнозначен № 47:16:04-32-001:0058.

Письмом от 07.06.2011 в ответ на заявление Общества от 27.05.2011 об утверждении схемы земельного участка Администрация сообщила, что согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ утверждение схем земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий предусмотрено в случае, если не осуществлен кадастровый учет земельного участка. Вместе с тем, из кадастровой выписки следует, что государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г.п. Синявино, ул. Восточная, д. 14, осуществлен, оснований  для утверждения схемы на кадастровом плане территории данного участка не имеется.

Ссылаясь на то, что на земельном участке площадью 65 000 кв. м. с кадастровым  № 47:16:0432001:58, а также на не прошедшем кадастровый учет земельном участке площадью 49 356 кв. м,.. расположенных в Кировском районе Ленинградской области, п.г.т. Синявино, п. Синявино-2, находятся 12 объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Заявителю, последний обратился в Администрацию с заявлением от 23.11.2011 о предоставлении в собственность под производственную базу указанных земельных участков.

Администрация письмом от 14.12.2011 сообщила Заявителю, что к заявлению о приобретении права собственности прилагаются документы, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475; а также, что адрес участка № 47:16:0432001:58 не соответствует адресам объектов недвижимости, расположенных на данном участке.

Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления о продаже участков, а также от утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, нарушают права и законные интересы Заявителя, последний обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд полагает его подлежащим изменению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом положений указанной статьи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.

Исключительное право, которому корреспондирует соответствующая обязанность исполнительного органа власти, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельного участка предоставлено статьей 36 ЗК РФ собственникам расположенных на данном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 названной статьи, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (карты). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень таких документов.

В пункте 6 перечня указано, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

Однако, как следует из материалов дела, кадастровый паспорт земельного участка площадью 65 000 кв. м. с кадастровым № 47:16:0432001:58 содержит указание на то, что граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о нем.

Статьей 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том,   что земельный участок с кадастровым № 47:16:0432001:58 в соответствии с требованиями действующего законодательства не сформирован.

Как пояснил представитель Общества в судебном заседании апелляционного суда, часть принадлежащих Обществу объектов недвижимости расположена на земельном участке с кадастровым № 47:16:0432001:58, а часть - на смежном земельном участке, не прошедшем кадастрового учета.

Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрен случай, когда государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, в связи с чем для выдачи кадастрового паспорта земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо предусмотренного статьей 29 названного Кодекса обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка носит заявительный характер. Совершение действий, указанных в пункте 7 статьи 36 ЗК РФ, является обязанностью органа местного самоуправления.

При этом лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном  Законом N 221-ФЗ.

Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу n А21-5265/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также