Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А42-8320/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 июля 2012 года

Дело №А42-8320/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     12 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Борисовой Г.В., Есиповой О.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  Прониной О.В. по доверенности от 09.07.2012.

от ответчика: Блинова Е.И. по доверенности от 26.12.2011.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-9317/2012) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области  на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 10 апреля 2012 года  по делу № А42-8320/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое

по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Кильдинское"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления

 

установил:

Дачное некоммерческое товарищество «Кильдинское» (183038 г. Мурманск, ул. Шмидта, д.31, ОГРН 1025100833097, далее – товарищество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области   с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2011 № 02-043/2011 Управления Федеральной службы  по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (183032 г.Мурманск, Кольский пр., д.24-а, ОГРН 5190129538, далее – Управление Росприроднадзора) о назначении административного наказания.

Решением суда от 10.04.2012  заявленное требование удовлетворено.

Суд пришел к выводу о недоказанности административным органом  события  вмененного товариществу административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на  неверную оценку судом  обстоятельств, относящихся к правонарушению, и норм права, регулирующих спорные правоотношения.

ДНТ «Кильдинское» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновывает неправомерность  привлечения товарищества к административной ответственности.

 В судебном заседании апелляционного суда представители сторон   поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа № 238 от 21.06.2011 уполномоченными должностными лицами Управления на территории Кольского района Мурманской области 22.06.2011 проведен рейд с целью обследования технического состояния гидрологических скважин, пробуренных в 2001-2005 годах при осуществлении поисковых работ на подземные воды для водоснабжения г.Мурманска.

В ходе рейда на территории ДНТ «Кильдинское» (местоположение земельного участка определено относительно ориентира, расположенного за границами земельного участка, почтовый адрес ориентира: Мурманская область, Кольский район, пгт Кильдинстрой, Кильдинское шоссе, дом 4, в 980 м на юг от ориентира) установлен факт застройки дачным поселком товарищества площади залегания участка «Кильдинстрой» Нижнекольского месторождения подземных вод.

При этом скважины, законсервированные после завершения геологоразведочных работ, являющиеся федеральным имуществом, оказались на территориях частных землевладений, в непосредственной близости от жилых зданий и сооружений.

Результаты рейда явились основанием для возбуждения 03.10.2011 Управлением в отношении ДНТ «Кильдинское» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.4 КоАП РФ, и проведения административного расследования.

В ходе административного расследования должностным лицом Управления с участием представителя заявителя и в присутствии понятых с применением средств фотосъемки 18.10.2011 произведен осмотр принадлежащего ДНТ «Кильдинское» земельного участка со снятием координат конечных точек застройки, в пределах которых вся территория застроена частными домами, и с составлением 18.10.2011 протокола осмотра.

Согласно данному протоколу при осмотре обнаружены две скважины, одна из которых расположена на частной территории дома, а также установлено нахождение строений ДНТ «Кильдинское» на площади залегания участка «Кильдинский» Нижнекольского месторождения подземных вод (том 1 л.д.53-55).

Управлением по недропользованию по Мурманской области (Мурманскнедра)  представлена информация № 02/228 от 05.07.2011  о том, что заключение Мурманскнедра об отсутствии полезных ископаемых на данном земельном участке не испрашивалось, разрешение на застройку  по участку, содержащему  месторождение подземных вод «Кильдинское», не выдавалось (том 1 л.д.133).

Установив, что арендатором застроенного земельного участка, расположенного на площадях залегания Нижнекольского месторождения подземных вод, является ДНТ «Кильдинское», и, усмотрев в его деянии признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 КоАП РФ, государственным инспектором Управления 25.10.2011 составлен протокол № 02-043/2011 об административном правонарушении (том 1 л.д.48-52).

26.10.2011 государственным инспектором Управления в присутствии представителя заявителя вынесено постановление № 02-43/2011, в соответствии с которым ДНТ «Кильдинское» на основании статьи 7.4 КоАП РФ привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (том 1 л.д.43-47).

Считая данное постановление незаконным, товарищество оспорило его  в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 7.4 КоАП РФ застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Суд первой инстанции правомерно указал, что объективной стороной данного правонарушения является как застройка площадей залегания полезных ископаемых без разрешения (лицензии), так и необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

В данном случае товариществу  вменяется застройка площадей залегания полезных ископаемых с нарушением статьи 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») без согласования с территориальным органом управления государственным фондом недр (Мурманскнедра).

В соответствии со статьей 25 Закона «О недрах» проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых до 13.05.2010 был определен Положением «О порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых», утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30.08.1999 № 64 (далее – Положение № 64).

Согласно пункту 13 Положения № 64 под площадью залегания полезных ископаемых, на застройку которой требуется разрешение, понимается:

- территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения;

- акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых, являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья;

- территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии - территория округа горно-санитарной охраны.

Из заключения экспертной комиссии федерального государственного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» следует, что поисковые работы по выявлению подземного источника для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Мурманска в долине р.Кола производились открытым акционерным обществом «Мурманская геологоразведочная экспедиция» (далее – ОАО «МГРЭ») на основании выданной 11.03.2002 лицензии на право пользования недрами для геологического изучения со сроком действия по 31.12.2004. По представленным ОАО «МГРЭ» на государственную экспертизу материалам подсчета эксплуатационных запасов пресных подземных вод на участках Молочный, Зверосовхоз, Кильдинстрой-1, Кильдинстрой-2 Нижнекольского месторождения заключением экспертной комиссии Нижнекольское месторождение пресных подземных вод отнесено ко второй группе Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых согласилась с заключением экспертной комиссии, что нашло отражение в протоколе ее заседания от 22.06.2007 № 1409 (том 1 л.д.115-120, том 2 л.д.7-9).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 10.04.2003 № 150 на основании акта выбора ДНТ «Кильдинское» под строительство индивидуальных дач на срок 25 лет предоставлен в аренду земельный участок площадью 9,1 га из земель запаса пос.Кильдинстрой (том 2 л.д.91-92).

В дальнейшем, на основании акта выбора от 19.12.2005 постановлением администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 23.08.2006 № 453 площади ранее предоставленного товариществу земельного участка увеличены и с их учетом для дачного строительства предоставлен в аренду на срок 49 лет земельный участок общей площадью 177 284 кв. км (том 1 л.д.83-87). В названном постановлении местоположение данного участка определено относительно ориентира, расположенного за границами земельного участка, почтовый адрес ориентира: Мурманская область, Кольский район, пгт Кильдинстрой, Кильдинское шоссе, дом 4, в 980 м на юг от ориентира.

Административным органом установлено и  отражено в постановлении  о назначении административного наказания, что необходимые согласования с соответствующими государственными организациями и учреждениями по выбору земельного участка площадью 9,1 га в 2002 году ДНТ «Кильдинское» были получены.

Не получено согласование  с Мурманскнедра при расширении площади участка в 2005 году.

При  изложенных установленных Управлением обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.4 КоАП РФ за совершение вменяемого ему правонарушения (застройку площадей залегания полезных ископаемых без разрешения) при доказанности следующего:

- ведения застройки только на той части земельного участка, которая была предоставлена ему на основании постановления администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 23.08.2006 № 453;

- ведения застройки после прохождения Нижнекольского месторождения пресных подземных вод государственной экспертизы и постановки его запасов на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела  сведений как о границах и местоположении предоставленного товариществу в аренду земельного участка общей площадью 177 284 кв.м, так и о границах и местоположении ранее предоставлявшегося в аренду участка площадью 9,1 га.             Суд обоснованно отметил, что представленная Управлением кадастровая выписка № 51/301/12-109 от 12.01.2012 о земельном участке с кадастровым номером 51:01:0000000:273, таким доказательством не является, поскольку отраженная в ней информация касается иного земельного участка -  площадью 128 960+/-295 кв.м.

Поскольку Управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем произведены или производятся проектирование и застройка площадей земельного участка, дополнительно полученных на основании постановления администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 23.08.2006 № 453,  суд первой инстанции   правомерно указал о  необоснованности вывода административного органа о необходимости наличия у товарищества как заключения уполномоченного органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, так и разрешения на строительство.

В качестве такого доказательства  судом правомерно не принят протокол от 18.10.2011 осмотра принадлежащего заявителю земельного участка (т. 1 л.д.53-55).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А56-66841/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также