Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А56-59214/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 июля 2012 года

Дело №А56-59214/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     11 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Хандусенко О.А. – по доверенности от 14.02.2012, Панова Н.А. – по доверенности от 09.08.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-7401/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2012 по делу № А56-59214/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое

по заявлению ООО «Вереск», место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, переулок Бойцова, д. 4, пом. 3-Н, ОГРН 1079847116700

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании постановления и представления

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью  «Вереск», 190068, г. Санкт-Петербург, переулок Бойцова, д. 4, пом. 3-Н, ОГРН 1079847116700, (далее - заявитель,  Общество, ООО «Вереск») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу (далее – административный орган, Департамент) №14-147/2011 от 21.10.2011 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 35 000 руб. и представления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу  №14-147/2011 от 21.10.2011.

Решением суда от 20.02.2012 требования  Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, на несоответствие изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела, а также  на неправильное применение судом  норм материального права, просит отменить решение от 20.12.2012  и принять  по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, представленные обществом расчеты  поступления грунтовых и ливниевых вод  на очистные сооружения  в количествах, запрещенных к сбросу,  а также положенная в основу расчетов  информация документально не подтверждены;  короткий срок эксплуатации очистных сооружений не может являться основанием для освобождения  от ответственности, поскольку, приступая к деятельности  по эксплуатации канализационных  очистных сооружений  г.Шлиссельбурга, Общество знало о необходимости соблюдения  природоохранного законодательства  с первого дня осуществления деятельности. Административный орган полагает также, что недостаточность поступающих денежных средств от населения за предоставление коммунальных услуг  не может являться основанием для освобождения Общества от ответственности  за нарушение требований к охране водных объектов.

В судебном заседании представитель  Департамента  поддержала доводы апелляционной жалобы.

Обществом, извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явка представителя в судебное заседание не обеспечена. Отзыв не представлен. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке  части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ)  в отсутствие представителя ООО «Вереск».

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу поступило постановление Кировской городской прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.07.2011  по части  4 статьи  8.13 КоАП РФ  в отношении ООО «Вереск».

По результатам рассмотрения материалов, полученных от Кировской городской прокуратуры в ходе проверки, проведенной Департаментом   установлено, что ООО «Вереск» на основании договора аренды № 4 от 01.04.2011  недвижимого имущества (очистных сооружений сточных вод), заключенного с ООО «ОСК-Шлиссельбург», осуществляет обслуживание и эксплуатацию канализационных очистных сооружений г.Шлиссельбурга, расположенных по адресу: Кировский район, г.Шлиссельбург, ул.Красный тракт, д. 15.

По данному договору сооружения передаются арендатору (ООО «Вереск») собственником имущества (ООО «ОСК-Шлиссельбург») для осуществления приема и очистки сточных вод. Срок действия договора - с 01.04.2011 г. по 31.03.2012. Отведение сточных вод после очистных сооружений осуществляется в реку  Нева в черте населенного пункта.

Проанализировав условия договора, Департамент пришел к выводу, что в соответствии с заключенным договором ООО «Вереск» несет ответственность перед контролирующими органами за невыполнение требований, установленных законодательством Российской Федерации при эксплуатации канализационных очистных сооружений города Шлиссельбурга.

            С целью проверки качества сбрасываемых сточных вод, а также оценки влияния сточных вод на водный объект р. Нева в рамках проведения административного расследования определением №14-147/2011 от 16.08.2011  назначено проведение экспертизы. Представитель ООО «Вереск» с Определением о назначении экспертизы ознакомлен 17.08.2011 в установленном законом порядке, о чем в определении имеется запись, копия определения о назначении экспертизы направлена в адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением и по электронной почте сопроводительным письмом исх. №02-14/7413 от 15.08.2011.

Факт эксплуатации ООО «Вереск» канализационных очистных сооружений г. Шлиссельбург установлен и зафиксирован в ходе осмотра. На момент осмотра  КОС производился  прием и очистка сточных вод на очистные сооружения, после очистки сточные воды сбрасывались  в водный объект – р.Нева.

В ходе выезда с целью осмотра территории и проведения экспертизы должностным лицом Департамента и специалистом аккредитованной лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» произведен отбор проб сточной воды и природной воды водного объекта р.Нева, о чем в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации составлен протокол № 14-147/2011 взятия проб и образцов от 19.08.2011. Отбор проб производился в 4-х точках: сточная вода до очистки на КОС, сточная вода после очистки на КОС, природная вода р.Нева в 50 м выше места (точки) сброса сточных вод, природная вода р.Нева в 50 м ниже места (точки) сброса сточных вод  через выпуск ООО «Вереск».

            По результатам анализа сточных вод, отобранных в рамках проведения экспертизы, ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу»  представлено экспертное заключение № 075-Э-11 от 15.09.2011 г., согласно которому в 17 из 24 показателей   обнаружены повышенные усредненные концентрации по сравнению с предельно допустимыми концентрациями для водоемов рыбохозяйственного значения (ПДК рыбхоз), которым является водоем-приемник сточных вод - р.Нева. Сравнение осуществлялось с ПДКрыбхоз в связи с отсутствием у ООО «Вереск» нормативов допустимых сбросов веществ в водный объект.

По результатам проверки с участием представителя Общества Вишневского В.А. (доверенность  № 01-11 от 05.04.2011)    составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2011 № 14-147/2011.

Департамент посчитал,  что ООО «Вереск» при эксплуатации очистных сооружений сточных вод г. Шлиссельбурга, осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с превышением установленных для данной категории водного объекта предельно-допустимых концентраций, деятельность юридического лица, выразившаяся в недостаточной очистке сточных вод и сбросе в водный объект р. Нева сточных вод, не соответствующих установленным требованиям законодательства, оказывает негативное влияние на водный объект. 

            Постановлением от 21.10.2011 № 14-147/2011 ООО «Вереск»  привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб.

Представлением   об устранении причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения от 21.10.2011  № 14-147/2011  Общество обязано принять меры по обеспечению  соответствия качества сбрасываемых сточных вод после  канализационных очистных сооружений  г. Шлиссельбурга в р. Нева  установленным требованиям законодательства.

Не согласившись с вынесенными административным органом постановлением  и представлением, Общество  оспорило их законность в судебном порядке.

Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности  события административного правонарушения, исходил из недоказанности вины Общества.  Суд пришел к выводу, что непродолжительный период непринятия мер для очистки сточных вод и сброса  в водный объект – р.Нева стоков, что может повлечь загрязнение водного объекта, исключает признание поведения Общества  как виновного.

Выслушав представителя Департамента, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта в силу следующего.

Согласно части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 тысяч рублей (для юридических лиц).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный  кодекс РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

На основании пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Факт несоответствия качества сбрасываемых Обществом сточных вод после  канализационных очистных сооружений  г. Шлиссельбурга в р. Нева  установлен судом первой инстанции, подтверждается доказательствами по делу и Обществом не оспаривается.

Нарушений в ходе отбора  проб и проведения  административного расследования   не установлено.

Вместе с тем, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении вмененного административного правонарушения, с которым судебная коллегия не может согласиться  в силу следующего.

В обязанности ООО «Вереск» как арендатора недвижимого имущества (очистных сооружений сточных вод)  по договору  № 4 от 01.04.2011л, заключенного с ООО «ОСК-Шлиссельбург», входит поддержание сооружений в исправном состоянии (п.2.2.3), получение разрешения на сброс сточных вод после очистки в водоем-приемник (р.Нева) (п.2.2.5), разработка проекта нормативов предельно-допустимого сброса в водоем загрязняющих веществ, лимитов на сброс сточных вод, проекта нормативов на размещение отходов производства и потребления, лимитов на отходы (п.2.2.6), соблюдение действующего санитарно-гигиенического и экологического законодательства РФ и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации (п.2.2.7), осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний (п.2.2.9), осуществление гигиенического обучения работников (п.2.2.12), содержание в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений (п.2.2.13), ведение в установленном порядке учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также в установленные сроки предоставление результатов такого учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.2.2.15), производить за свой счет текущий ремонт сооружений (п.2.2.21).

Между тем ни  в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни  в ходе производства по настоящему делу  как в суде первой, так и в суде  апелляционной

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А56-70842/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также