Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А56-60666/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июля 2012 года

Дело №А56-60666/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     21 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Горбик В.М., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А.

при участии: 

от истца: Хрипун А.А. (доверенность от 13.06.2012г.)

от ответчика: 1 – не явился (извещен), 2 – представителя по доверенности от 16.01.2012г. Ростовцева А.Ю., 3 – генерального директора Пеляева А.А., представителей по доверенностям от 01.12.2011г. Сергеева О.А., от 13.12.2011г. Богданова Е.В.

от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6955/2012)  Первого заместителя прокурора Ленинградской области на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2012 по делу № А56-60666/2011 (судья Кожемякина Е.В.), принятое

по иску Первого заместителя прокурора Ленинградской области в защиту государственных интересов

к Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Государственному автономному учреждению "Фонд имущества Ленинградской области", ООО "АФК"

3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

о признании недействительными результатов открытого аукциона от 26.11.2010г. и заключенного по его результатам договора купли-продажи земельного участка № 37 от 29.11.2010г.

установил:

Первый заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в защиту государственных интересов с иском к  Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация), Государственному автономному учреждению "Фонд имущества Ленинградской области" (далее - Учреждение), Обществу с ограниченной ответственностью "АФК" (далее - Общество) о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона по продаже земельного участка площадью 1115 кв. м, кадастровый номер 47:07:07-04-008:0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Порошкино, Верхний проезд, уч. № 2а, проведенные 26.11.2010 Учреждением, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка на аукционе от 29.11.2010 № 37, заключенного между Учреждением и Обществом, применении последствий недействительности сделки в виде обязания Общества возвратить Учреждению спорный земельный участок; обязании Учреждения возвратить Обществу денежные средства в размере 3 020 000 руб., вырученные от продажи земельного участка, и признании права собственности Общества на спорный земельный участок отсутствующим.

Решением от 16.02.2012г. в иске отказано.

Прокуратура Ленинградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы оспаривает изложенный в решении вывод суда о том, что в исковом заявлении прокурор не указывает каким образом нарушения норм законодательства, допущенные при проведении аукциона по продаже земельного участка, затрагивают государственные интересы, и как эти интересы могут быть восстановлены при применении последствий недействительности к оспариваемому договору купли-продажи земельного участка. Как указывает Прокуратура Ленинградской области, в исковом заявлении достаточно подробно мотивировано наличие государственных интересов, выразившихся в нарушениях федерального законодательства при проведении торгов; восстановление государственных интересов заключается в устранении нарушений. В качестве нарушений условий (порядка) проведения торгов   Прокуратура Ленинградской области  ссылается на проведение торгов в отношении несуществующего земельного участка (по мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что процедура снятия спорного участка с кадастрового учета на момент проведения аукциона не была завершена, противоречит закону и  материалам дела) и в отсутствие сведений о параметрах разрешенного строительства, технических условий подключения объекта к сетям.

Администрация и Общество представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых изложенные в ней доводы отклонили, считая жалобу необоснованной, а решение принятым в соответствии с нормами действующего законодательства. Общество заявило о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции в размере 100 000 руб. 00 коп. за счет казны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Ленинградской области апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, другие представители, присутствующие в судебном заседании, возражали против удовлетворения жалобы. Администрация и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 27.07.2010г. Администрацией издано постановление № 1398 «О подготовке и проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Порошкино, Верхний проезд, уч. № 2а».

 П.1 постановления принято решение провести продажу с торгов земельного участка площадью 1115 кв.м, кадастровый номер 47:07:07-04-008:0032, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Порошкино, Верхний проезд, уч. № 2а, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.

 Предусмотрено проведение торогов в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене.

 Подготовка, проведение аукциона и подписание договора купли-продажи земельного участка с победителем аукциона от имени Администрации было поручено Учреждению.

 27 октября 2010 Учреждением в газете «Всеволожские вести» опубликовано сообщение о проведении 26 ноября 2010 аукционов по продаже земельных участков (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства), в том числе земельного участка площадью 1115 кв.м, кадастровый номер 47:07:07-04-008:0032, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Порошкино, Верхний проезд, уч. № 2а (лот № 3).

 26 ноября 2010 Учреждением проведены торги в форме открытого аукциона по продаже указанного земельного участка. Победителем аукциона признано Общество (Протокол № 2/3 от 26 ноября 2010).

 29.11.2010 между Учреждением и Обществом заключен договор № 37 купли-продажи земельного участка на аукционе.

 09.03.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области зарегистрировано право собственности Общества на земельный участок, запись регистрации № 47-47-13/002/2011-049, Свидетельство о государственной регистрации права 47-АБ 159980.

Ссылаясь на проведение торгов с нарушением федерального законодательства, Первый заместитель Прокурора Ленинградской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Как указывает Первый заместитель Прокурора Ленинградской, оспариваемые торги проведены в отношении несуществующего земельного участка, поскольку на основании заявления администрации МО «Всеволожский муниципальный район» от 13.11.2010 земельный участок с кадастровым номером № 47:07:07-04-008:0032 решением Всеволожского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области № 13991 от 13.11.2010 снят с кадастрового учета в связи с прекращением его существования; в аукционной документации отсутствуют сведения об определении технических условий подключения объекта к сетям инженерно- технического обеспечения, платы за подключение.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений норм действующего законодательства при проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Порошкино, Верхний проезд, уч. № 2а.  Кроме того, суд указал в оспариваемом решении, что предъявление настоящего иска Первым заместителем Прокурора Ленинградской не направлено на защиту государственных интересов.

  Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене в части взыскания с Прокуратуры Ленинградской области судебных расходов.

Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. На основании абз. 2 ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных, в частности, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Как правильно указал суд в решении, Прокуратура Ленинградской области в исковом заявлении не указала и при рассмотрении спора по существу не уточнила какие именно публичные интересы нарушены при проведении оспариваемого аукциона. Таким образом, Прокуратура Ленинградской области не доказала наличие правовой заинтересованности в предъявлении настоящего иска, инициированного на основании заявления частного лица (т. 1, л.д. 105).

Прокуратура Ленинградской области не обладает самостоятельной материально-правовой заинтересованностью в разрешении настоящего спора в силу процессуального положения, установленного Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в условиях, когда иск не предъявлен в интересах соответствующего публично-правового образования, что исключает наличие правового интереса в рассмотрении настоящего спора.

Ссылка на предъявление иска в защиту государственных интересов не конкретизирована. Из материалов дела следует, что иск должен быть предъявлен в интересах Администрации, от имени которой действовало Учреждение, заключая с Обществом договор купли-продажи земельного участка.  Вместе с тем иск в интересах Администрации не предъявлен.

Доводы представителя прокурора о нарушениях, допущенных при проведении аукциона, являлись предметом исследования суда первой инстанции, с выводами суда первой инстанции в указанной части апелляционный суд полностью согласен.

Согласно п. 1 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукциона) может быть сформированный в соответствии  п.п. 1 п. 4 ст. 30 названного кодекса земельный участок с установленными границами.

В отношении спорного участка границы и площадь была определена и установлена по материалам межевого дела с оформлением межевого плана.

Пунктом 2 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ установлено, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Во исполнение указанного порядка проведения аукциона участок, являющийся предметом торгов, был сформирован и поставлен на кадастровый учет как на момент принятия постановления администрации района о проведении торгов от 27.07.2010г. № 1398, так и на момент опубликования извещения о проведении торгов в газете «Всеволожские вести» от 27.10.2010г. Данное обстоятельство подтверждается документами межевого плана.

Кроме того, организатором торгов были получены данные по техническим условиям подключения объекта. Также в сообщении в газете было указано на возможность более подробного ознакомления с техническими условиями, условиями проведения торгов с указанием адреса Учреждения и телефонов.

В соответствии с п. 1 ст. 23  Федерального законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.  

Согласно п. 3 ст. 17 названного закона датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в  государственный кадастр недвижимости ведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального законом «О государственном кадастре недвижимости» при снятии с учета объекта недвижимости  орган кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости.

            Документы, свидетельствующие о соблюдении и завершении установленной процедуры, не были представлены на Администрации, ни Учреждению. 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2012 по делу n А42-9071/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также