Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А56-68601/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 июня 2012 года

Дело №А56-68601/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена     29 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Куписок А.Г.

при участии: 

от заявителя: представителя Гуляева А.В. по доверенности от 17.10.2011

от ответчика: представителя Кирюшенкова А.Е. по доверенности от 08.07.2011

от 3-го лица: представителя Овичнникова В.О. по доверенности от 28.12.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6305/2012)  Межрайонной ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2012 по делу № А56-68601/2011 (судья Рыбаков С.П.), принятое

по заявлению ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию"

к Межрайонной ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу

3-е лицо: Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

о признании недействительными решений

установил:

ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) (ОГРН: 1057812160240, местонахождение: 197376, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, 6) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 10 по Санкт-Петербург (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными:

- № 11/615 от 14.09.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- № 197 от 14.09.2011 об отказе  в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению.

Решением от 08.02.2012 требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

По мнению налогового органа полученные налогоплательщиком субсидии являются оплатой оказанных услуг по размещению социальной рекламы, в связи с чем подлежат включению в налоговую базу по НДС.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.

Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Как установлено из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 10 по Санкт-Петербургу  проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной налоговой декларации (расчета) «Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость» ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» представленной 20.04.2011 в Инспекцию за период  1-й квартал 2011 г. Результаты проверки оформлены актом №5076 от 03.08.11 г.

По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение № 11/615 от 14.09.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 995 928, 40 руб.

Указанным решением налоговый орган начислил пени по состоянию на 14.09.2011 по НДС в сумме 140 425, 89 руб.; предложил заявителю уплатить недоимку по НДС в размере 4 979 642 руб., а также уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 1-й квартал 2011 г. в сумме 7 980 358 руб.

На основании решения № 11/615 от 14.09.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекцией вынесено решение № 197 от 14.09.2011 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению в сумме 7 980 358руб.

Апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Считая решения налогового органа не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов инспекции.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на отсутствие правовых оснований для доначисления НДС.

Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Основанием доначисления НДС в размере 4 979 642 руб., соответствующих пени и налоговых санкций, а также отказа в возмещении НДС в сумме 7 980 358 руб., явился вывод налогового органа о нарушении Обществом статьи 146, пункта 1 статьи 153 НК РФ и необоснованном не включении в налоговую базу по НДС суммы полученных в 1-м квартале 2011 г. Субсидий в размере 72 000 000 руб. по договору о предоставлении субсидии №1/с/14-11, заключенным 28.01.2011 с Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

 По мнению инспекции, отношения между Комитетом и Обществом не могут быть отнесены к бюджетным правоотношениям, договоры о предоставлении субсидий носят гражданско-правовой характер, поэтому денежные средства по этим договорам связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и подлежат включению в налоговую базу для целей исчисления НДС.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Предметом договора, заключенного между Комитетом и Обществом, является не выполнение заявителем работ или оказание услуг для Комитета, а предоставление Комитетом и принятие и целевое использование Обществом субсидий, предусмотренных п. 23.9 «Субсидии на производство и трансляцию социально значимых телевизионных программ и телевизионной продукции» Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2010 № 651-144 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.», код раздела 2310, код целевой статьи 4530020.

Получение заявителем  субсидии представляет собой возмещение субъектом Российской Федерации затрат, перечисленных в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 № 1854 «О предоставлении в 2011 г. субсидий, предусмотренных Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.». Об этом свидетельствует, в том числе, и то обстоятельство, что денежные средства (субсидия) по условиям договора о предоставлении субсидии перечисляются из бюджета получателю (заявителю) на основании актов о выполнении целей финансирования.

Пунктом 3.17 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.03 № 44 «О Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации» предусмотрено, что Комитет обладает полномочиями осуществлять в установленном порядке полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга и государственного заказчика Санкт-Петербурга. Согласно ст. 6, 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, установленных при их предоставлении, организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности, а также - реализует иные властные полномочия в сфере бюджетных правоотношений.

Таким образом, Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, а Общество - получателем субсидий.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 г.", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 1854 от 31.12.2010 "О предоставлении в 2011 году субсидий, предусмотренных Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 г." и решений соответствующих Экспертных советов Комитет подписал с Обществом договор о предоставлении субсидий N 1/с/14-11 от 28.01.2011 (л.д. 73 т. 1).

Согласно условиям договора Комитет предоставляет средства бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии в целях возмещения затрат, возникших в 2011 году в связи с производством и трансляцией социально значимых телевизионных программ, а Общество в период с января по декабрь 2011 производит и транслирует программы по согласованному направлению.

Договором предусмотрено предоставление Обществом актов и отчетов о расходовании денежных средств с приложением документов, подтверждающих целевое расходование субсидии.

Материалами дела подтверждено, что субсидии перечислялись на расчетный счет Общества и НДС не облагались.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов. На основании статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Общий порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, которые не являются государственными или унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление субсидий, допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление субсидий предусмотрено Законом Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 г."

Субсидия является одной из форм бюджетных ассигнований, предусмотренных ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов.

Получение заявителем  субсидии представляет собой возмещение субъектом Российской Федерации затрат, перечисленных в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 № 1854 «О предоставлении в 2011 г. субсидий, предусмотренных Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.». Об этом свидетельствует, в том числе, и то обстоятельство, что денежные средства (субсидия) по условиям договора о предоставлении субсидии перечисляются из бюджета получателю (заявителю) на основании актов о выполнении целей финансирования.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства у получателей субсидий не учитываются при определении налоговой базы.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Комитетом по печати и заявителем сложились отношения как между получателем бюджетных средств и главным распорядителем, осуществляющим распределение бюджетных средств в силу полномочий, предоставленных ему статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В материалы дела налоговым органом не представлено доказательств подтверждающих наличие между Комитетом и Обществом гражданско-правовых отношений, в том числе

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А42-1518/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также