Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А26-7642/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 07 июня 2012 года Дело №А26-7642/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Глазкова Е.Г. судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В. при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Русаковой А.В. при участии: представители лиц, участвующих в деле, не явились рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5021/2012) ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2012 по делу № А26-7642/2011(судья Таратунин Р.Б.), принятое по иску Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия к ОАО "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" о взыскании 2 105 283 руб. установил Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" (185670, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1021000513984) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции изменений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 2 095 211 руб. ущерба за нарушение лесного законодательства. Решением от 26.01.2012 суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства. Решение обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В жалобе ответчик указывает, что незаконная рубка не производилась работниками ответчика, что исключает возможность применения п.1 ст.1068 ГК РФ и возложение ответственности на ОАО «ЛХК Кареллеспром». По мнению ответчика, протокол о лесонарушении не является достаточным доказательством для установления объема незаконной рубки. Общество считает возможным проведение по делу лесной экспертизы с целью установления объема незаконной рубки за минусом деревьев поврежденных в результате ветровала: делянка сильно пройдена ветровалом, более 40% площади. Ответчик указывает, что к дате осмотра 23.12.2010 заготовка на делянке была завершена, доочистка лесосеки, включая действия по уборке ветровальных деревьев, была выполнена в весенний период 2011 года в соответствии с указаниями лесничества. От Министерства поступил отзыв на жалобу, в котором истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, возражает против удовлетворения жалобы. В судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения. Согласно материалам дела, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) заключило (путем переоформления договора от 01.01.2004) с ОАО «ЛХК «Кареллеспром» (арендатор) договор № 21-з аренды лесного участка, в соответствии с которым ответчику был передан в аренду до 31.12.2028 для использования в целях заготовки древесины лесной участок площадью 259452 га, расположенный, в том числе в квартале 59 Янгозерского участкового лесничества Пудожского центрального лесничества. По условиям договора № 21-з арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2), а также выполнять требования по неистощительному, рациональному и равномерному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством (пункт 4.4.5). На основании лесной декларации от 01.12.2009 № 1 в 2010 году ОАО «ЛХК «Кареллеспром» осуществляло заготовку древесины в квартале 59 Янгозерского лесничества. В ходе приемки мест рубок в квартале 59 выдел 10 делянка 4 Янгозерского лесничества 25.05.2011 лесничий Янгозерского лесничества Ивангородская Е.И. обнаружила рубку деревьев за пределами делянки. По факту выявленного нарушения в отношении ОАО «ЛХК «Кареллеспром» составлен протокол от 16.06.2011 о лесонарушении № 2. В протоколе указано, что нарушение ООО "КарелияСтрой" выразилось в незаконной рубке деревьев объемом 300,12 куб.м (102 сосен, 783 елей, 58 берез и 19 сухих сосен). В составлении протокола участвовал представитель ОАО «ЛХК «Кареллеспром» Боржов И.С. (доверенность от 10.05.2011), который пояснил, что «кв. 59 д. 4 в 2010 году прошел ветровал, визира отвода 10-11 по схеме проходили чисто по болоту». В ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, отражены объяснения Боржова И.С. о том, что он «не согласен с кубатурой, завышен разряд высот». Министерство в претензионном письме от 06.07.2011 № 1238 предложило Обществу возместить 2 095 211 руб. ущерба в добровольном порядке до 06.08.2011. Поскольку к указанному сроку Общество в добровольном порядке ущерб не возместило, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции признал обоснованными требования Министерства по праву и по размеру. Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 43 Правил N 184 (действовавших в спорный период) сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, сроки и способы примыкания лесосек. В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Исходя из представленных в материалы дела документов (лесной декларации, протокола о лесонарушении, чертежей отвода делянки и незаконной рубки) следует, что Общество осуществляло незаконную рубку деревьев за пределами делянки. Доказательств, свидетельствующих о том, что вред лесному фонду причинен не по вине ответчика, в материалы дела не представлено. Пунктом 1 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрено, что за незаконную рубку деревьев хвойных и лиственных пород ущерб исчисляется в размере 50-кратной стоимости древесины деревьев хвойных и лиственных пород (с соответствующими диаметрами стволов), исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Согласно представленному истцом расчету, ущерб, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, размер которого составил 2 095 211 руб., рассчитан истцом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что действия ответчика не относятся к незаконной рубке деревьев. Понятие незаконной рубки, приведено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", содержащего четкие критерии отнесения деяния к незаконной рубке и понимающего под незаконной порубкой в том числе рубку деревьев, кустарников и лиан, осуществляемую не на том участке или за его границами. В соответствии с пунктом 4 Правил N 184 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок, указанным в пункте 3 названных Правил, хозяйствам и преобладающим породам. Согласно пункту 14 Правил N 184 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Таким образом, рубка должна проводиться в рамках строго определенных границ, что обусловлено природными свойствами лесов и необходимостью их рационального, непрерывного, неистощительного использования. По условиям договора аренды лесного участка именно ОАО «ЛХК Кареллеспром» при использовании лесного участка в целях заготовки древесины обязано соблюдать требования лесного законодательства, нормы и правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.4.4.2 договора). Отвод делянки 4 в квартале 59 Янгозерского участкового лесничества был произведен ОАО «ЛХК Кареллеспром» в 2008 году. Чертеж отвода полностью совпадал с материалами лесоустройства. В 2009 году работниками участкового лесничества проводилась проверка отвода, нарушений при проверке также выявлено не было. Данная делянка была заявлена арендатором в рубку на 2010 год. В августе 2010 года на данном лесном участке произошел ветровал. При осуществлении заготовки древесины, Арендатору в соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 в 5-дневный срок с даты обнаружения ветровальных деревьев за пределами отвода необходимо было обратиться в центральное лесничество с предложением проведения лесопатологического обследования, получения согласования и только после этого проведение каких-либо работ за пределами делянки 4 квартала 59 Янгозерского участкового лесничества. ОАО «ЛХК «Карел-леспром» указанного сделано не было. Кроме того, как было установлено при проведении проверки, границы отвода делянки в натуре, и границы делянки по материалам, приложенным к Лесной декларации, не совпадают. Заготовкой древесины в указанной делянке в зимний период 2010 года занималась ООО «Вад-сервис» (по договору субподряда с ООО «АвтоЛес»), работники которого руководствовались технологической картой, утвержденной арендатором лесного участка и как предполагали в границах отвода. Самостоятельно промеров границ делянки они не проводили. Пунктом 15 Правил заготовки древесины предусмотрено, что отвод лесосек обеспечивается гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правильность отвода, лежит на ОАО «ЛХК «Кареллес-пром» как арендаторе. Таким образом, и в действиях арендатора по отводу делянки и использования лесосечного фонда, имеется причинная связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями. Отсутствие со стороны арендатора контроля за действиями субарендатора установлено материалами уголовного дела. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 01.07.2011 указано, что арендатор не обеспечил должного контроля за процессом заготовки древесины на данном участке лесосеки с момента проведения отвода до окончания рубки. Частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений. Пунктом 2 Правил заготовки древесины также предусмотрено, что основанием для заготовки древесины является либо договор аренды лесного участка, либо договор купли-продажи лесных насаждений. Действующим законодательством не предусмотрено, что договор на выполнение комплекса работ по валке деревьев, обрезке сучьев, раскряжевке, трелевке, складированию древесины, а также договор субподряда, является основанием для заготовки древесины. Договором субподряда с ООО «АвтоЛес», предусмотрено, что вышеперечисленные работы производятся на участках лесного фонда, арендованных заказчиком (ОАО «ЛХК Кареллеспром»). Лесопользователем участков лесного фонда, переданных для выполнения работ подрядчику и собственником заготовленной древесины, является заказчик (ОАО «ЛХК Кареллеспром») (п. 1.1 договора). Договором на выполнение лесозаготовительных работ также предусмотрена ответственность сторон в случае ненадлежащего исполнения условий договора в виде выплаты заказчику (ОАО «ЛХ Кареллеспром») суммы возмещения ущерба, в связи с нарушениями, допущенными подрядчиком (п.6.3 договора). Поскольку именно на ОАО «ЛХК Кареллеспром», как арендатора лесного участка, расположенного, в том числе в квартале 59 Янгозерского участкового лесничества, в соответствии с пунктами 4.4.15, 4.4.21 договора аренды лесного участка № 21-з возложена обязанность по выполнению работ по охране, защите лесов, осуществлению мониторинга переданного в аренду участка, информирования государственных органов о фактах незаконного использования лесов на арендуемой территории, основания для освобождения арендатора от ответственности за нарушение указанных требований, отсутствуют. Исходя из совокупности представленных в материалы дела документов следует, что неверно произведенный ОАО "ЛХК "Кареллеспром" отвод повлек рубку деревьев за пределами лесосеки, которую ответчик был вправе разрабатывать на основании лесной декларации 01.12.2009 № 1. Оснований для заготовки древесины на площади за пределами границ делянки: в квартале 59 выдел 10 делянка 4, указанными на чертеже отвода, у ОАО "ЛХК "Кареллеспром" не имелось. При таких обстоятельствах деятельность ОАО "ЛХК "Кареллеспром" с нарушением Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А56-47469/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|