Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А56-35144/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июня 2012 года

Дело №А56-35144/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Дмитриевой И.А.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии: 

от истца: Савинов В.В. по доверенности от 19.05.2011 № 3;

от ответчика: Березина Л.М. по доверенности от 10.01.2012 № 01/01-35.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5967/2012) Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2012 по делу № А56-35144/2011 (судья Бобарыкина О.А.), принятое

по иску ТСЖ «Турбостроитель -1»

к Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение»

о взыскании 518 244 руб. 26 коп.

 

установил:

Товарищество собственников жилья «Турбостроитель-1» (ОГРН 1034700564557, адрес местонахождения: 188661, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, ул. Флотская, д. 42; далее – Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» (адрес местонахождения: 188661, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Новое Девяткино, д. 57, оф. 83-84; далее – Администрация, ответчик) о взыскании 518 244 руб. 26 коп. задолженности.

Решением от 06.02.2012 суд первой инстанции взыскал с Администрации в пользу Товарищества 505 141 руб. 43 коп. задолженности и 13 364 руб. 89 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В отзыве Товарищество указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы Администрации, в связи с чем просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Протокольным определением от 21.05.2012 суд апелляционной инстанции рассмотрение апелляционной жалобы Администрации откладывал до 04.06.2012.

В настоящем судебном заседании на основании Докладной записки от 31.05.2012 произведена замена состава суда, при котором рассмотрение жалобы начато сначала.

Представители сторон в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали свои правовые позиции по настоящему делу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

При исследовании материалов дела судом первой инстанции установлено, что ресурсоснабжающая организация - открытое акционерное общество «Водотеплоснаб» (далее - Общество), заключило с Товариществом (абонент) договор от 01.11.2003 № 7А-ДЕВ, по которому Общество обязалось обеспечивать Товарищество питьевой водой надлежащего качества и осуществлять прием сточные воды в количестве, предусмотренном данным договором, а Товарищество своевременно оплачивать стоимость потребляемой воды и сброса сточных вод согласно утвержденным в законном порядке тарифам, действующим на момент выставления платежного требования (пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.3.2 и 4.1 договора).

В целях возмещения разницы в тарифах, возникающей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению для населения, Товарищество и Администрация заключили договор от 11.01.2008 № 10, в соответствии с условиями которого Администрация гарантированно возмещает Товариществу разницу в тарифах, возникающую в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению Товарищества по ценам ниже установленных для Товарищества тарифов на услуги для населения уполномоченным органом по государственному регулированию.

Пунктом 2.2 договора от 11.01.2008 № 10 предусмотрено, что Администрация обязуется обеспечить своевременное и полное финансирование из бюджета муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области сумм возмещения разницы в тарифах для населения на услуги водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном настоящим договором и законодательством Российской Федерации, если данные тарифы установлены ниже экономически обоснованных тарифов, определенных уполномоченных государственным регулирующим органом, исходя из фактических объемов и фактической себестоимости оказанных услуг, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области. Финансирование также может осуществляться путем проведения расчетов между Товариществом, Администрацией и организацией, непосредственно оказывающей услуги по водоотведению и водоснабжению населения, за счет областного бюджета, предусмотренных для оплаты централизованных поставок топлива в соответствии с договорами о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации - Ленинградской области между Администрацией и Комитетом финансов Ленинградской области, а также дополнительными соглашениями к договорам поставки топливно-энергетических ресурсов.

Порядок расчетов установлен сторонами в главе 3 договора.

В соответствии с пунктом 3.1 договора № 10 оплата сумм возмещения осуществляется на основании фактической себестоимости услуг и фактических объемов поставляемых услуг за истекший период в срок до 30-го числа, следующего за отчетным.

Из пункта 3.3 названного договора следует, что в случае неисполнения Администрацией договорных обязательств перед Товариществом по оплате в установленный срок, вся полнота ответственности по обязательствам Товарищества перед Обществом в части, касающейся оплаты возмещения разницы тарифов, ложится на Администрацию.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2011 по делу № А56-522/2011 с Товарищества в пользу Общества взыскано 505 141 руб. 43 коп. задолженности на основании заключенного сторонами договора от 01.11.2003 № 7А-ДЕВ на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период с 01.01.2010 по 31.03.2010. Администрация к участию в данном деле не привлекалась.

Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Администрации 505 141 руб. 43 коп. задолженности по договору от 11.01.2008                 № 10 и расходов по государственной пошлине в общей сумме 13 102 руб. 83 коп.

Суд первой инстанции частично согласился с доводами истца и удовлетворил заявленные требования в части взыскания с Администрации 505 141 руб. 43 коп. задолженности по договору от 11.01.2008 № 10, посчитав их обоснованными по праву и по размеру, а в части взыскания государственной пошлины в сумме 13 102 руб. 83 коп. отказал.

Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении судебного акта суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены услуги по теплоснабжению.

Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 392 (далее - Постановление № 392) утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). В пункте 2 названного постановления предусмотрена необходимость органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Обязанность органов местного самоуправления предусмотреть средства для компенсации разницы вызвана необходимостью соблюдать баланс частных и публичных интересов.

Как следует из материалов дела, Общество (ОАО «Водотеплоснаб») предъявило Товариществу к оплате стоимость оказанных услуг водоснабжения питьевой водой и приема сточных вод за период с 01.01.2010 по 31.03.2010 исходя из тарифов, утвержденных ему приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.11.2009 № 203-п и составляющих для группы потребителей «население»: за водоснабжение - 25,9 руб. за 1 куб.метр, за водоотведение - 28,14 руб. за 1 куб. метр (без учета НДС), и 30,56 руб. за куб. метр за водоснабжение и 33,21 руб. за куб. метр за водоотведение (с учетом НДС).

В связи с тем, что население оплачивало услуги водоснабжения и водоотведения, исходя из нормативов (предельного размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год), установленных на 2009 год решением Совета депутатов муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области от 05.03.2009 № 10/01-07 и оставленным без изменения на 2010 год решением Совета депутатов МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области от 22.12.2009 № 74/01-07, в размере (с учетом НДС) 22,93 руб. за куб. метр за водоснабжение и 20,55 руб. за куб. метр за водоотведение, образовалась разница в сумме 505 141 руб. 43 коп.

Таким образом, тарифы, утвержденные нормативным правовым актом органа местного самоуправления, не восполняли затрат Общества на оказание услуг, предъявленных к оплате и взысканию Товариществу, в связи с чем из бюджета муниципального образования должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах.

Из произведенного Товариществом расчета (л.д. 10) следует, что 505 141 руб. 43 коп. является межтарифной разницей, возникшей в результате оказания и предъявления к оплате Товариществу стоимости услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным Обществу, и размером коммунальных платежей соответствующих, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского района Ленинградской области от 05.03.2009 № 10/01-07 и от 22.12.2009 № 74/01-07.

При этом принятые решения от 05.03.2009 № 10/01-07 и от 22.12.2009                        № 74/01-07 Комитета по тарифам об утверждении истцу тарифов не признаны недействующими, не изменены и не отменены. Экономическая обоснованность этих тарифов не оспорена. Следовательно, оснований не применять утвержденные Комитетом по тарифам в установленном законодательством порядке тарифы не имеется.

Таким образом,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А56-44638/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также