Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А42-7873/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 мая 2012 года

Дело №А42-7873/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Жуковой Т.В.

судей: Глазкова Е.Г., Слобожаниной В.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от Министерства строительства и территориального развития Мурманской области:  

    не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-5075/2012, 13АП-5078/2012) Государственного областного казенного учреждения «Управление капитального строительства» и Министерства строительства и территориального развития Мурманской области на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 01.02.2012 по делу № А42-7873/2011 (судья Панфилова Е.В.), принятое

по иску ЗАО «М-Строй» (ОГРН 1025100844669, адрес: 183038, Мурманская обл., г.

Мурманск, пр-кт Ленина, 7, 27)

к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального

   строительства» (ОГРН 1035100151404, адрес: 183038, Мурманская обл., г.

   Мурманск, ул. Ленинградская, 24)

о взыскании 4 500 000 руб.

установил:

Закрытое акционерное общество «М-строй» (далее – истец, ЗАО «М-строй», подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Государственному областному учреждению «Управление капитального строительства  Мурманской области» (далее – ответчик, УКС, заказчик) о взыскании 4 500 000 руб. аванса по договору подряда № 32С/03 на строительство объекта «Родильный дом в городе Мурманске» от 30.10.2003.

Решением Арбитражного суда  Мурманской области от 01.02.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Государственное областное казенное учреждение «Управление капитального строительства» и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (далее – Министерство) обратились с жалобами, в которых ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Ответчик в своей жалобе указывает, что при вынесении решения по делу Арбитражный суд Мурманской области принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; допустил неправильное толкование постановления Правительства Мурманской области; неправильно применил статью 711 Гражданского кодекса Российской Федерации; не применил нормы, подлежащие применению; не исследовал и не оценил доказательства, запрашиваемые в рамках подготовки к делу; нарушил нормы процессуального права.

По мнению ответчика, не привлечение к участию в деле распорядителя бюджетных средств в лице Министерства строительного и территориального развития Мурманской области, лишило Министерство представить свои возражения относительно исковых требований ЗАО «М-строй»; суд не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1.2. государственного контракта № 32С/03 от 30.10.2003 (далее – контракт) объемы работ, наименование работ, сроки, порядок производства работ оформляются дополнительными соглашениями. Согласно последнему заключенному дополнительному соглашению № 8 подрядчику был перечислен аванс в размере 27 000 000 рублей. Работы по контракту были выполнены в срок и оплачены в полном объеме, других обязательств в рамках спорного контракта стороны не принимали. Также суд не принял во внимание, что договор прекратил свое действие в связи с его надлежащим исполнением; акты выполненных работ сторонами подписаны без замечаний.

В апелляционной жалобе Министерство указывает, что суд, рассмотрев дело, принял решение о правах и обязанностях Министерства, просит решение отменить, привлечь Министерство строительства и территориального развития Мурманской области к участию в деле, принять по делу новый судебный акт об отказе ЗАО «М-строй» в удовлетворении иска.

Истцом представлены отзывы на апелляционные жалобы, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, участвующие в деле лица, не явились, своих представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.

30.10.2003 года между Управлением капитального строительства администрации г. Мурманска (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен договор подряда № 32С/03 на строительство объекта «Родильный дом в городе Мурманске» (далее – договор № 32С/03) (т.1, л.д. 49-54), по условиям которого заказчик поручает и оплачивает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить  строительство объекта «Родильный дом в городе Мурманске» в соответствии  с утвержденной проектно-сметной документацией и сдать объект в эксплуатацию (пункт 1.1.).

Согласно пункту 1.2. договора № 32С/03 строительство объекта ведется поэтапно в соответствии с финансированием. Конкретные объемы работ, наименование работ, сроки, порядок производства работ оформляются дополнительным соглашением сторон. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора. Без оформления дополнительных соглашений подрядчик к работам не приступает.

Согласно пункту 2.1. договора № 32С/03 ориентировочная стоимость работ по договору определяется открытой ценой,  которая на момент подписания договора составляет 26 840 000 руб. с учетом НДС, в том числе стоимость работ, подлежащих выполнению в 2003 году, составляет 4 794 000 руб. с учетом НДС.

В указанном пункте договора № 32С/03 стороны согласовали, что все виды дополнительных работ согласовываются сторонами в письменном виде. Заказчик авансирует подрядчика в размере 30% от годового лимита капитальных вложений 2003 года.

Согласно пункту 3.1. указанного договора были определены календарные сроки работ. Начало работ – ноябрь 2003. Окончание работ: определяется дополнительными соглашениями.

В соответствии с пунктом 5.2. договора № 32С/03 заказчик обязан передать подрядчику за 5 дней до начала работ утвержденную проектно-сметную документацию в объеме, необходимом для выполнения конкретных видов работ, определенных дополнительными соглашениями.

Согласно пункту 5.10. заказчик обязан авансировать подрядчика в размерах, указанных в дополнительных соглашениях в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 11.1. настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору и дополнительным соглашениям.

Пунктом 11.2. договора № 32С/03 определено, что сроки начала и окончания работ и стоимость работ могут быть изменены по взаимному согласию сторон, что скрепляется дополнительным соглашением, становящимся с момента его подписания неотъемлемой частью настоящего договора.

Пункт 11.3. указанного договора устанавливает, что подрядчик и заказчик не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

К договору № 32С/03 сторонами были заключены дополнительные соглашения: № 1 от 05.01.2004 (том 1, л.д. 55-56), № 2 от 14.06.2004 (том 1, л.д. 57), № 3 от 06.10.2004 (том 1, л.д. 58-59), № 4 от 25.02.2005 (том 1, л.д. 60-61), № 5 от 01.07.2005 (том 1, л.д. 62-63), № 6 от 16.01.2006 (том 1, л.д. 64-65), № 7 от 12.02.2007 (том 1, л.д. 68-69), № 8 от 05.03.2007 (том 1, л.д. 73-74), № 9 от 03.12.2007 (том 1, л.д. 77-78), б/н от 09.06.2009 (том 1, л.д. 81-82), б/н от 15.09.2009 (том 1, л.д. 85), б/н от 12.10.2009 (том 1, л.д. 86), № 4 от 10.12.2009 (том 1, л.д. 87), № 5 от 14.01.2010 (том 1, л.д. 89), б/н от 22.09.2010 (том 1, л.д. 90), № 6 от 04.10.2010 (том 1, л.д. 91), № 7 от 22.11.2010 (том 1, л.д. 93), № 8 от 10.12.2010 (том 1, л.д. 96-97).

Дополнительным соглашением № 5 от 01.07.2005 стороны установили, что в связи с реорганизацией управления капитального строительства администрации города Мурманска, наименование заказчика – Мурманское муниципальное  учреждение «Управление капитального строительства» (том 1, л.д. 62).

Дополнительным соглашением № 6 от 16.01.2006 (том 1, л.д. 64) внесены изменения, в том числе: в наименование – договор подряда № 32С/03 изменен на муниципальный контракт № 32С/03.

Согласно пункту 2.2. дополнительного соглашения № 7 от 12.02.2007 (том 1, л.д. 68) для оплаты текущих расходов заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика аванс в размере 30 % от годового лимита выделенных средств.

Дополнительным соглашением от 09.06.2009 (том 1, л.д. 81) внесены изменения, в том числе: в наименование –  Муниципальный контракт № 32С/03 изменен на Государственный контракт № 32С/03, в качестве заказчика указано Государственное областное учреждение «Управление капитального строительства Мурманской области».

Дополнительным соглашением от 12.10.2009 (том 1, л.д. 86) внесены изменения в пункт 1.1. договора, согласно которым заказчик поручает и оплачивает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить строительство объекта «Областной  перинатальный центр в г. Мурманске» (1-й этап строительства) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и сдать объект  в эксплуатацию.

Согласно дополнительному соглашению № 4 от 10.12.2009 (том 1, л.д. 87) заказчик перечисляет на расчетный счет подрядчика аванс в размере до 30 % от суммы государственного контракта в пределах доведенных ему в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Последующее авансирование выполняемых работ производится после подтверждения выполнения в текущем периоде предусмотренных государственным контрактом работ.

Дополнительным соглашением № 8 от 10.12.2010 (том 1, л.д. 96-97) внесены изменения в раздел 2 договор № 32С/03 «Стоимость работ по контракту»: пункт 2.1. дополнить абзацем следующего содержания: «Стоимость работ, поручаемых подрядчику к выполнению в сумме 90 000 000,00 (девяносто миллионов) рублей, предусмотренных дополнительно Законом «Об областном бюджете на 2010 год» № 1265-01-ЗМО от 29.10.10 г., в которые входит стоимость сезонных работ в размере 16 800 000,00 (шестнадцать миллионов восемьсот тысяч) рублей, подлежит выполнению в 2011 году.

Набор работ, подлежащих выполнению подрядчиком в 2011, определен в Приложении № 1 к настоящему дополнительному соглашению, который является его неотъемлемой частью.

Согласно набору работ на 2011 год на спорном объекте по 1 этапу строительства (том 1, л.д. 98) были запланированы работы на общую сумму 90 000 000 руб.

Заказчик до начала выполнения работ обязуется перечислить подрядчику аванс в сумме 27 000 000 (двадцать семь миллионов) рублей».

Платежным поручением № 4343 от 31.01.2011 (том 2 , л.д. 60) произведено перечисление истцу 27 000 000 руб. аванса согласно условиям дополнительного соглашения № 8 от 10.12.2010.

В материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2), подтверждающие выполнение работ подрядчиком в объемах, согласованных в дополнительном соглашении № 8 от 10.12.2010. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма КС-3) от 31.10.2011, подписанной обеими сторонами (том 1, л.д. 129), за 2011 год выполнено работ на сумму 89 715 029,85 руб.

Согласно платежным поручениям (том 2, л.д. 61-93) ответчик в полном объеме оплатил выполненные подрядчиком в 2011 году работы.

Подтверждение объема выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком работ также содержится в расшифровке выполнения и оплаты работ по объекту «Областной перинатальный центр в г. Мурманске (1-й этап строительства)» между ГОУ «УКС МО» и ЗАО «М-строй» (том 2, л.д. 2).

25.10.2011 истец направил ответчику письмо № 0102/952, которое получено ответчиком 25.10.2011, о чем свидетельствует входящий штамп ответчика. В письме изложено требование истца о перечислении аванса в размере 4 500 000 руб. со ссылкой на Постановление Правительства Мурманской области от 23.09.2011 № 460-ПП, которым для завершения строительства на рассматриваемом объекте выделено 15 000 000 руб. из областного бюджета (том 1, л.д. 99).

От ответчика истцу поступил ответ от 27.10.2011 № 07-1749, в котором ответчик поясняет, что сторонами исполнены обязательства по государственному контракту от 30.10.2003 № 32С/03 в полном объеме, и что заказчик считает его прекращенным с 19.10.2011.

Перечисление требуемого аванса ответчиком произведено не было, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 указанной статьи по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Пунктом 2 статьи 764 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В силу статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2012 по делу n А56-57615/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также