Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу n А42-5506/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 мая 2012 года

Дело №А42-5506/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     15 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Савицкой И.Г.,

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Крыловой А.С.

при участии: 

от заявителя: Орлова А.А. по доверенности от 12.05.2012 № 12, Меньшикова Л.М. по доверенности от 30.12.2011 № 27;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьих лиц: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-5527/2012)  Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 10.02.2012 по делу № А42-5506/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Мурманоблгаз»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

третьи лица: муниципальное учреждение «Управление муниципальной собственностью» (служба заказчика) закрытого административно-территориального образования Видяево, муниципальное унитарное предприятие «Городское газовое хозяйство» закрытого административно-территориального образования города Заозерск Мурманской области, Управление по тарифному регулированию Мурманской области

о признании недействительными решения и предписания

 

установил:

открытое акционерное общество «Мурманоблгаз» (место нахождения: 183032, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 29, основной государственный регистрационный номер 1025100842360; далее – общество, заявитель) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Коминтерна, дом 7, основной государственный регистрационный номер 1025100848630; далее – УФАС, антимонопольный орган) от 06.06.2011 по делу № 22 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Управление по тарифному регулированию Мурманской области (место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511; далее – управление по тарифному регулированию); муниципальное учреждение «Управление муниципальной собственностью» (служба заказчика) закрытого административно-территориального образования Видяево (место нахождения: 184372, Мурманская область, нп Видяево, ул. Заречная, д. 15, ОГРН 1025100587412; далее – учреждение, служба заказчика); муниципальное унитарное предприятие «Городское газовое хозяйство» закрытого административно-территориального образования               г. Заозерска Мурманской области (место нахождения: 184310, Мурманская область, г. Заозерск, ул. Чумаченко, д. 13, ОГРН 1025100803859; (далее – МУП «Городское газовое хозяйство», предприятие).

Решением от 10.02.2012 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме, обязав УФАС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Мурманоблгаз».

В апелляционной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 10.02.2012 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что по смыслу пункта 32 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-Э/2 (далее – Методические указания), свободная оптово-отпускная цена на поставку сжиженного углеводородного газа должна являться обоснованной. По мнению УФАС, в спорном случае такая экономическая обоснованность стоимости газа, реализуемого заявителем учреждению и предприятию, учтена компетентным органом по итогам проведенного анализа при установлении на нормативном уровне розничных цен на газ сжиженный, поставляемый обществом названным организациям. Таким образом, как полагает антимонопольный орган, суд первой инстанции дал неверную оценку применения пункта 32 Методических указаний к спорным правоотношениям. Податель жалобы ссылается и на то, что им в рамках антимонопольного производства должным образом проведено исследование экономических показателей работы ОАО «Мурманоблгаз», результаты которого отражены в соответствующих процессуальных документах. Кроме того, УФАС указывает на то, что поставка сжиженного газа по свободно-оптовым ценам осуществлялась заявителем только в адрес предприятия и учреждения, а потому предписание не возлагает на общество каких-либо не предусмотренных законодательством обязанностей.

Антимонопольный орган и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 123, абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункта пятого Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.

В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, в январе и в феврале 2011 года в УФАС обратились предприятие и учреждение с жалобой на действия ОАО «Мурманоблгаз» по факту превышения последним применяемой оптово-отпускной цены на газ, предназначенного для населения ЗАТО Заозерск и ЗАТО Видяево, по сравнению с ценой, заложенной управлением по тарифному регулированию при формировании регулируемой розничной цены на газ, отпускаемой службе заказчика и МУП «Городское газовое хозяйство » на коммунально-бытовые нужды населения ЗАТО Заозерск и ЗАТО Видяево (том дела 2, листы 32-34, 46-48, 50-52).

По результатам проведенного производства антимонопольный орган приказом от 21.04.2011 № 68 возбудил дело № 22 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), (том дела 1, лист 136), в рамках которого выявил следующее.

Приказом Мурманского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 09.07.1996 № 21 заявитель включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, с доле 65 процентов по виду деятельности «оказание услуг реализации сжиженного углеводородного газа населению» (том дела 1, листы 71 -73).

Кроме того,  антимонопольный орган в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, провел анализ рынка услуг реализации сжиженного газа населению в Мурманской области, оформив его результаты в виде аналитической справки (том дела 3, листы 60-62).

Согласно этому документу доля названных услуг, оказываемых ОАО «Мурманоблгаз» в границах Мурманской области в 2010 году, в первом полугодии 2011 года, существенно не изменилась.

В этой связи антимонопольный орган сделал вывод о том, что общество занимает доминирующее положение на исследованном товарном рынке по отношению к предприятию и учреждению.

В ходе проведенного производства УФАС также выявило следующее.

На основании распоряжения Губернатора Мурманской области от 27.12.1999 № 595-РГ общество является уполномоченной региональной газораспределительной организацией по Мурманской области (том дела 1, лист 74).

Заявитель приобретает сжиженный углеводородный газ для коммунально-бытовых нужд населения у компаний–производителей по установленным Министерством энергетики Российской Федерации графикам прикрепления субъектов Российской Федерации к организациям-производителям сжиженных углеводородных газов (балансовые задания) по тарифам, утвержденным Федеральной службой по тарифам. При подаче заявки на закупку сжиженного углеводородного газа согласно графикам прикрепления в общем объеме необходимого в целом для региона газа также отдельно учитываются объемы газа, необходимые для реализации на коммунально-бытовые нужды населения ЗАТО Видяево и ЗАТО Заозерск. Учет требуемого этим муниципальным образованиям объема сжиженного газа, в свою очередь, производится в соответствии с заявками учреждения и предприятия на планируемую балансовую поставку сжиженных углеводородных газов для реализации на коммунально-бытовые нужды населения.

МУП «Городское газовое хозяйство» и служба заказчика приобретают сжиженный углеводородный газ в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению населения ЗАТО Видяево и ЗАТО Заозерск в течение длительного периода времени.

Между обществом (поставщик) и МУП «Городское газовое хозяйство» 31.12.2008 заключен договор № 4/газ на поставку газа со сроком его действия до 31.12.2009 (том дела 2, листы 35-37). Дополнительным соглашением от 01.01.2011 указанный договор пролонгирован до 31.03.2011.

Сторонами этого договора 26.01.2011 подписан протокол о соглашении свободной оптово-отпускной цены (тарифа) продукции между ОАО «Мурманоблгаз» и предприятием (на коммунально-бытовые нужды), которая на 2011 год составила 18 970 руб. (с учетом налога на добавленную стоимость без доставки) за одну тонну (том дела 2, лист 38).

В то же время, как установило УФАС, Постановлением Правительства Мурманской области от 24.12.2010 № 615-ПП на 2011 год утверждены розничные цены на газ сжиженный, реализуемый МУП «Городское газовое хозяйство» населению ЗАТО Заозерск, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) в размере 61,11 руб. за 1 кг с учетом стоимости 1 тонны сжиженного газа, приобретаемого у ОАО «Мурманоблгаз», в размере 15 347,4 руб. (без доставки) за 1 тонну (том дела 2, лист 40).

11.01.2010 между обществом и службой заказчика заключен муниципальный контракт № 7 на поставку сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения сроком действия с 01.01.2010 по 31.12.2010 (том дела 2, листы 69-73).

02.02.2010 между сторонами муниципального контракта подписан протокол о соглашении свободной оптово-отпускной цены (тарифа) на продукцию - сжиженный газ, которая составила 17 225 руб. (с учетом НДС без доставки) за 1 тонну (том дела 2, лист 75).

Однако, как выявил антимонопольный орган, Постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2009 № 606-ПП на 2010 год розничные цены на газ сжиженный, реализуемый учреждению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) утверждены в размере 50,81 руб. за 1 кг с учетом стоимости 1 тонны сжиженного газа, приобретаемого у общества, в сумме 14 426,44 руб. (без доставки) за 1 тонну.

Одновременно согласно полученным УФАС сведениям вышеприведенные цены на сжиженный газ утверждены на основании представленных в этих целях управлением по тарифному регулированию предложений по установлению цен на сжиженный газ, содержащих обоснование расходов, включаемых в стоимость газа.

Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, уполномоченный орган рассчитывает в соответствии с Методическими указаниями, исходя из договорной цены между субъектом регулирования и собственником ГНС, при условии ее обоснованности

Как указал антимонопольный орган, в рамках подготовки предложений по установлению розничных цен на сжиженный газ, поставляемый предприятию и учреждению как субъектами регулирования, при проведении экономической обоснованности их расходов управление по тарифному регулированию рассматривало вопрос экономически обоснованной цены на газ, отпускаемый ОАО «Мурманоблгаз». Для этого названный уполномоченный орган провел анализ представленных обществом материалов экономического обоснования, по результатам которого и определена экономически обоснованная стоимость газа для заявителя, в последующем нашедшая свое закрепление на нормативно-правовом уровне.

Оценив вышеприведенное, УФАС посчитало, что свободная оптово-отпускная цена на сжиженный углеводородный газ, реализуемый ОАО «Мурманоблгаз» МУП «Городское газовое хозяйство» и службе заказчика для нужд ЗАТО Заозерск и ЗАТО Видяево, является экономически необоснованной. Данное обстоятельство расценено антимонопольным органом как нарушение заявителем закрепленного пунктом 32 Методических указаний порядка ценообразования.  По мнению УФАС, в результате таких неправомерных деяний общества как доминанта предприятие и учреждение понесли убытки при приобретении сжиженного углеводородного газа по необоснованно завышенным ценам. Одновременно такое поведение заявителя повлекло расторжение учреждением договорных отношений с заявителем и необходимостью приобретения ресурса у общества с ограниченной ответственностью «Севгаз», а для предприятия – пролонгирование действующего договора на невыгодных условиях.

Решением от 06.06.2011 по делу № 22 антимонопольный орган признал факт нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении стоимости газа в целях дальнейшей реализации населению для бытовых нужд, предъявляемого в 2011 году МУП «Городское газовое хозяйство» и в 2010 году службе заказчика (том дела 1, листы 9-17).

На основании решения УФАС выдало заявителю предписание о прекращении выявленного нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления поставки газа предприятию по цене, не превышающей экономически обоснованный уровень, учтенный при расчете утвержденной розничной цены на газ

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу n А56-66195/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также