Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А56-59211/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 мая 2012 года

Дело №А56-59211/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     16 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  21 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шульги Л.А.

судей  Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.

при участии: 

от заявителя: Вишневского В.А., дов. от 05.04.2011 № 01-11

от ответчика: 1) Панова Н.П., дов. от 09.08.2011 № 01-19/7047

Зиятдиновой Р.А., дов. от 16.01.2012 № 01-19/307

2) не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5834/2012) ООО «Вереск» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2012 по делу № А56-59211/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ООО "Вереск"

к 1) Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу

2) Кировской городской Прокуратуре

об оспаривании постановления, представления и постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вереск»:190068, Санкт-Петербург, пер. Бойцова, д. 4, пом. 3-Н, ОГРН 1079847116700 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39 (далее – Департамент Росприроднадзора по СЗФО) от 21.10.2011 № 14-146/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также о признании недействительными представления Департамента Росприроднадзора по СЗФО от 21.10.2011 № 14-146/2011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и незаконным постановления Кировской городской прокуратуры: 187342, Ленинградская область, г. Кировск, ул. Кирова, д. 11 (далее – Прокуратура) от 12.07.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Решением от 21.02.2012 суд изменил постановление Департамента Росприроднадзора по СЗФО от 21.10.2011 № 14-146/2011 в части назначения обществу наказания, уменьшив размер административного штрафа до 20 000 руб.; прекратил производство по делу в части признания незаконным постановления Кировской городской прокуратуры от 12.07.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 февраля 2012 года по делу № А56-59211/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, являются ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения; о прекращении производства по делу в части оспариваемого постановления Кировской городской прокуратуры о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также о законности вынесенного Департаментом Росприроднадзора по СЗФО представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Департамента Росприроднадзора по СЗФО против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

С учетом отсутствия возражений со стороны общества и Департамента Росприроднадзора по СЗФО апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Прокуратуры надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что 12.07.2011 Прокуратура в ходе проведения документарной проверки установила, что ООО «Вереск» на основании договора недвижимого имущества от 01.04.2011 № 4, заключенного с ООО «ОСК-Шлиссельбург», осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений; водоотведение сточных вод осуществляется в реку Нева в черте населенного пункта, однако нормативы предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект для выпуска сточных вод не разработаны; не проводит лабораторные исследования сточных вод по ряду показателей; не осуществляет производственный контроль за качеством воды водного объекта федерального значения; не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Постановлением от 12.07.2011 Прокуратура по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении, и вместе с материалами проверки направила в Департамент Росприроднадзора по СЗФО для проведения последним административного расследования и принятия решения по существу.

По результатам административного расследования Департамент Росприроднадзора по СЗФО составил протокол об административном правонарушении от 12.09.2011 № 14-146/2011, квалифицировав действия общества по статье 8.1 КоАП РФ.

Постановлением от 21.10.2011 № 14-146/2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

На основании данного постановления Департамент Росприроднадзора по СЗФО выставил в адрес общества представление от 21.10.2011 № 14-146/2011, которым обязал последнего принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в виде обеспечения осуществления хозяйственной деятельности по эксплуатации очистных сооружений с последующим сбросом сточных вод в р. Нева в соответствии с установленными требованиями природоохранного законодательства.

Не согласившись с постановлением Прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением и представлением Департамента Росприроднадзора по СЗФО, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно статье 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу части 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что между ООО «Вереск» (арендатор) и ООО «ОСК-Шлиссельбург» (арендодатель) заключен договор аренды недвижимого имущества (очистных сооружений сточных вод) от 01.04.2011 № 4, по условиям которого арендатору передано во временное владение и пользование недвижимое имущество, расположенное на земельном участке по адресу: г. Шлиссельбург, ул.Красный тракт, д. 15, определенное пунктами 11.11.1-1.1.14 договора. В обязанности арендатора по указанному договору входит поддержание сооружений в исправном состоянии (пункт 2.2.3); получение разрешения на сброс сточных вод после очистки в водоем-приемник (р.Нева) (пункт 2.2.5); разработка проекта нормативов предельно-допустимого сброса в водоем загрязняющих веществ, лимитов на сброс сточных вод, проекта нормативов на размещение отходов производства и потребления, лимитов на отходы (пункт 2.2.6); соблюдение действующего санитарно-гигиенического и экологического законодательства РФ и иных нормативных актов (пункт 2.2.7); осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний (пункт 2.2.9); содержание в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружении (пункт 2.2.13); ведение в установленном порядке учета объема сброса сточных вод и(или) дренажных вод, их качества, регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами. В соответствии с договором арендатор несет ответственность перед контролирующими органами за невыполнение требований, установленных законодательством РФ, касающихся эксплуатации и содержания сооружений (пункт 2.2.17).

Общество принимает сточные воды на очистку из трех напорных трубопроводов от администрации МО «Шлиссельбургское городское поселение» (97% принимаемых сточных вод). При этом согласно договорам на прием (сброс) сточных вод от 01.04.2011 и от 01.04.2011, заключенными с ЗАО «ЛИРС» и ООО «Ладожский транспортный завод», соответственно, в обязанности заявителя входит прием, обработка (очистка), сброс сточных вод, удаление и обработка твердых отходов (иловые осадки).

Факт ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений с нарушением действующего законодательства и экологических требований, выразившейся в отсутствии у общества разрешительной документации на сброс загрязняющих веществ и нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что непрохождение должностными лицами организации соответствующей

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А56-68558/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также