Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А42-8643/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 мая 2012 года

Дело №А42-8643/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  23 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  Ж.А.Алыбиной

при участии: 

от истца (заявителя): предст.Гапоник К.М. – доверенность № 17 от 31.01.2012; предст. Сухотина Ю.А. – доверенность № 25 от 21.03.2012

от ответчика (должника): предст. Блинов Е.И. – доверенность от 26.12.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4847/2012) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2012 по делу № А42-8643/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое

по иску (заявлению) федерального государственного бюджетного учреждения «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области

о признании незаконным и отмене постановления № 08-009/2011 от 02.12.2011

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН 1025100867703; место нахождения: г.Мурманск, ул.Коминтерна, 7) (далее – ФГБУ «Мурманрыбвод», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (ОГРН 1045100180388; место нахождения: г. Мурманск, Кольский пр., 24а) (далее – Управление, административный орган) от 02.12.2011 № 08-009/2011 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 13.02.2012 заявление Учреждения удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по Мурманской области просит решение суда первой инстанции от 13.02.2012 отменить, как принятое с нарушением требований законодательства об административных правонарушениях, федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях и арбитражного процессуального законодательства. Податель жалобы полагает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в организации на территории государственного природного заказника федерального значения «Туломский» (на рыбопромысловом участке р. Улита) незаконной рыбной ловли путем осуществления продажи гражданам разрешений (путевок) на добычу водных биологических ресурсов (вылов семги). Управление ссылается на то, что река Улита является территорией заказника, таким образом, любительское рыболовство организовано заявителем на территории заказника. Также податель жалобы указывает, что суд первой инстанции в обоснование вывода о недоказанности вины заявителя во вменяемом правонарушении необоснованно ссылается на Постановление Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26 «Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Мурманской области», а также на наличие у заявителя разрешения на добычу водных биологических ресурсов от 13.05.2011 № 11-ЛС-067, выданного Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009. Управление полагает, что Постановление Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26 является незаконным и принято с нарушением норм федерального законодательства, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, суд в силу пункта 2 статьи 13 АПК РФ обязан руководствоваться не Постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26, а нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ФГБУ «Мурманрыбвод» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Кольского районного суда Мурманской области от 18.10.2011 по жалобе гражданина Липкина С.Л. на постановление Управления Росприроднадзора по Мурманской области о привлечении к административной ответственности должностным лицом Управления по факту осуществления ФГБУ «Мурманрыбвод» деятельности, противоречащей задачам и режиму особо охраняемой территории государственного заказника, 08.11.2011 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ и проведено административное расследование.

В ходе административного расследования Управлением выявлено, что ФГБУ «Мурманрыбвод» осуществляет продажу гражданам разрешений (путевок) на добычу водных биологических ресурсов (семги) на рыбопромысловый участок № 315 (далее – РПУ № 315), предоставленный Учреждению для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009 и расположенный согласно карте-схеме выше устья реки Улита вверх по течению на 3 км по левому берегу с притоками.

Согласно отчету о посещаемости рыболовами РПУ и промысловому журналу с начала 2011 года на РПУ № 315 Учреждением продано 264 разрешения на вылов семги, в результате чего 264 человека незаконно производили рыбную ловлю на территории заказника «Туломский» и было выловлено десять экземпляров семги

Административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктов 9, 10, 11 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 № 14, пунктов 2.2, 2.4 Положения о государственном заказнике федерального значения «Туломский», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.04.2003 № 662.

По факту выявленного нарушения государственным инспектором по охране природы Российской Федерации по Мурманской области 01.12.2011 в отношении Учреждения составлен протокол № 08-009 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ.

Постановлением № 08-009/2011 от 02.12.2011 ФГБУ «Мурманрыбвод» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с законностью данного постановления, Учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения (события и вины), в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 13.02.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ).

Согласно подпункту «г» пункта 1 статьи 2 Закона № 33-ФЗ государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона № 33-ФЗ). Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль (пункт 3 и 4 статьи 22 Закона № 33-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В силу пункта 2 названной статьи задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Туломский» (далее – заказник Туломский) утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.04.2003 № 662 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения заказник Туломский имеет биологический профиль. Таким образом, указанный заказник в силу подпункта «б» пункта 4 статьи 22 Закона № 33-ФЗ предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

Пунктом 2.2 Положения на территории заказника Туломский запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты, рыболовства, другие виды пользования животным миром.

Исходя из буквального толкования пункта 2.2 Положения, на территории заказника запрещена как охота, так и рыболовство, а также добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и иные виды пользования животным миром.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что на территории заказника Туломский разрешено осуществление рыболовства семги.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что административный органом не представлено доказательств, позволяющих сопоставить расположение рыбопромыслового участка № 315 (в границах которого заявителю выдано разрешение на организацию любительского и спортивного рыболовства) с территорией заказника Туломский.

Как следует из материалов дела, на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, Учреждению на срок до 02.06.2029 предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 315 длиной 3500 м на р.Улита, от точки – выше устья вверх на 3 км, по левому берегу с притоками в границах:

Ш = 68°38' 54'' N, Д = 32° 06' 12'' E

Ш = 68°38' 54'' N, Д = 32° 06' 18'' E

Ш = 68°38' 42'' N, Д = 32° 05' 24'' E

Ш = 68°37' 42'' N, Д = 32° 05' 12'' E.

В соответствии с договором указанный промысловый участок предоставлен пользователю для организации любительского и спортивного рыболовства.

Границы промыслового участка, определенные в договоре № 01-02/2009 от 02.06.2009, совпадают с границами рыбопромыслового участка под № 315 в Перечне рыбопромысловых участков Мурманской области, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2007 № 652-ПП/26.

В пункте 1.11 Положения определены границы заказника Туломский, в том числе западная граница, которая проходит от точки пересечения южной границей кв.155 р.Улита левым берегом этой реки до ее устья.

Таким образом, в Положении о государственном природном заказнике федерального значения «Туломский» не указаны конкретные географические координаты заказника, не приведено описание границ в единицах измерения, в которых установлены границы РПУ № 315 постановлением Правительства Мурманской области 28.12.2007 № 652-ПП/26 и договором № 01-02/2009 от 02.06.2009, что не позволяет идентифицировать границы РПУ № 315 применительно к границам заказника Туломский.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины Учреждения во вменяемом правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 315 предоставлено заявителю на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 13.05.2011 № 11-ЛС-067, выданного Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (том 1 л.д.64). Указанное разрешение выдано на основании договора № 01-02/2009 от 02.06.2009, заключенного Учреждением с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с Положением о Баренцево-Беломорском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 20.04.2011 № 402, Баренцево-Беломорское территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое в числе прочего создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой обитания на водных объектах рыбохозяйственного

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А56-49226/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также