Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу n А56-44145/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 марта 2011 года

Дело №А56-44145/2010

Резолютивная часть постановления объявлена     17 марта 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 марта 2011 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  А.Б. Семеновой

судей И.Д. Абакумовой, И.Б. Лопато

при ведении протокола судебного заседания:  Ж.А. Алыбиной

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-1905/2011)  Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2010 по делу № А56-44145/2010 (судья Т.М. Ресовская), принятое

по иску (заявлению)  ОАО "Лужский водоканал"

к  Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления

при участии: 

от истца (заявителя): представителя А.В. Осипова (доверенность от 01.11.10)

от ответчика (должника): представителя Д.А. Шарапко (доверенность от 30.08.10 №01/7541)

установил:

открытое акционерное общество «Лужский водоканал» (далее – общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) от 30.06.2010 по делу №ПК-226/13-2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о признании подлежащими возврату обществу ранее оплаченных штрафных санкций в размере 160000 руб.

Решением от 21.10.2010 суд удовлетворил заявленное требование в части признания незаконным и отмены постановления административного органа, в части требования о признании подлежащими возврату штрафных санкций в сумме 160000 руб. производство по делу прекращено.

В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить в части удовлетворенного требования как принятое с нарушением требований действующего законодательства и без учета всех обстоятельств дела. Податель жалобы считает, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами в виде накопления отходов, в связи с чем неправомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения в части нарушения обществом статьи 26 Закона «Об отходах производства и потребления». Кроме того, по мнению подателя жалобы, необоснованным является вывод, изложенный в обжалуемом решении суда, о существенных процессуальных нарушениях, допущенных Департаментом при производстве по делу об административном правонарушении.

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения. В части прекращения производства по делу принятое решение не обжалуется.

Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.05.2010 №ПК-226/13-14-15 Департаментом  в период с 18.05.2010 по 15.06.2010  проведена плановая выездная   проверка общества в соответствии с Планом контрольно-надзорной деятельности на 2010 год Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

По результатам проверки составлен Акт от 15.06.2010 №ПК-226/13-14-15 (л.д.18-51).

В ходе проверки выявлено, что общество осуществляет эксплуатацию объектов водно-коммунального хозяйства города Луги и Лужского района.

Согласно утвержденной заместителем генерального директора общества Инструкции по обращению с отходами производства и потребления, в процессе деятельности общества образуются отходы производства и потребления различных классов опасности (с 1 по 5 классы).

В соответствии с представленными документами, подтверждающими передачу отходов лицензированным предприятиям в 2009 году, обществом передано на утилизацию 54 отработанные ртутьсодержащие трубки и брак (1 класс опасности – Акт от 17.12.2009 №00000838); сдано на размещение отходов 4 класса опасности в объеме 89,25 куб.м (справка – сверка за 2009 год от ООО «Авто-Беркут»).

Места временного накопления отходов IV-V классов опасности организованы не должным образом. Контейнеры, наполненные отходами, установлены на почве. Контейнеры для накопления отходов производства и потребления не оборудованы крышками. На территории предприятия обнаружено складирование покрышек в неорганизованном месте накопления отходов на почве. Обнаружен сброс на почву золошлаков от сжигания углей с примесью бытового мусора.

В акте проверки отражены следующие нарушения природоохранного законодательства РФ (пункты 77-80):

- обществом не представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения, не получены в установленном порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что является нарушением статей 11, 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ);

-  обществом не разработаны, не согласованы в установленном законом порядке паспорта опасных отходов, обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности, свидетельства о классе опасности отходов, что является нарушением статьи 14 Закона №89-ФЗ;

-   в нарушение требований, установленных пунктом 2.1 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 23.07.1998 №27, не предусмотрены места (площадки) для сбора отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами;

-  в нарушение статьи 26 Закона №89-ФЗ производственный контроль в области обращения с отходами осуществляется не должным образом.

В тот же день 15.06.2010 Департаментом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №ПК-226/13-2, согласно которому ответственность за выявленные нарушения предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ (т.1 л.д.52-57).

Постановлением от 30.06.2010 №ПК-226/13-2 общество привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 160000 руб. (т.1 л.д.13-17).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором оспаривало постановление Департамента, а также просило признать подлежащими возврату уплаченные штрафные санкции.

Суд первой инстанции, установив состав вменяемого правонарушения в действиях общества, отменил оспариваемое постановление административного органа, поскольку установил наличие существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда  отмене не подлежит в связи со следующим.

   Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

   В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

   Пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Согласно пункту 2.1 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.07.1998 №27 «Об утверждении правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области» (далее – Правила содержания) на территориях домовладений, объектов культурно-бытового, производственного и другого назначения для размещения контейнеров должны выделяться специальные площадки, которые должны быть заасфальтированы, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для подъезда транспорта и подхода жителей. Размещение мест сбора, хранения отходов, контейнеров, площадок для контейнеров определяется органами архитектуры и градостроительства в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89, пункт 2.13.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований статей 11, 18, 14 Закона №89-ФЗ, пункта 2.1 Правил содержания. Перечисленные нарушения природоохранного законодательства подтверждаются материалами дела: актом проверки от 15.06.2010 №ПК-226/13-14-15 с приложенными фотоматериалами, договором от 01.10.2010 №70/10-Л, заключенным обществом с ООО «Авто-Беркут», на выполнение услуг по сбору, транспортировке отходов III – IV класса опасности и размещению отходов IV, V классов опасности (т.2 л.д.8-12), справкой-сверкой о лицензионной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности за 2009 год (т.2 л.д.7), договором №313 от 01.01.2010, заключенным с МУП «Сигнал» на вывоз твердых бытовых отходов (т.2 л.д.13-15), Инструкцией по обращению с отходами производства (т.2 л.д.19-31).

 Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения обществом требований экологического и санитарного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ответственность статьей 8.2 КоАП РФ.

При этом суд  первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что ОАО «Лужский водоканал» должно представлять в уполномоченные органы отчетность в части деятельности, в результате которой образуются отходы, только в уведомительном порядке, поскольку является предприятием малого бизнеса. Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 №556 предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, если средняя численность работников  за прошедший календарный год не превышает сто человек, выручка от реализации товаров не превышает 400 млн. руб. (без учета НДС). С учетом изложенного, а также поскольку численность предприятия составляла 480 человек, общество нельзя отнести к субъектам малого бизнеса.

 Одновременно суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно исключил из перечня установленных проверкой нарушений тот факт, что обществом не организован и не ведется должным образом производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами (нарушение статьи 26 Закона №89-ФЗ).

Статьей 1 Закона №89-ФЗ установлено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Доказательства занятия общества каким-либо из видов упомянутой деятельности в материалах дела отсутствуют.

После внесения соответствующих изменений в Закон №89-ФЗ законодатель разграничил деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, то есть деятельность по обращению с отходами. Следовательно, данные понятия не являются тождественными.

Суд апелляционной инстанции полагает неправомерным довод, изложенный

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу n А42-5626/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также