Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2006 по делу n А56-50097/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 апреля 2006 года

Дело №А56-50097/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  13 апреля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 апреля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Петренко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания:   Качаловой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-2366/2006)   ОАО "САЛОЛИН", (регистрационный номер 13АП-28062006)   Инспекции ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга

на  решение  Арбитражного суда  Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

от  26.01.2006  по делу № А56-50097/2005 (судья  Семенова Л.Е.), принятое

по заявлению ОАО "САЛОЛИН"

к Инспекции ФНС России по Московскому району Санкт-Петербурга

о   признании недействительным требования

при участии: 

от заявителя: Шакшина О.Г. доверенность от 01.01.06. №1-15/7

от ответчика: Ковалев Д.С. доверенность от 09.02.06 №18/2981; Остроухова И.М. доверенность от 09.02.06. №18/2989

установил:

 Открытое акционерное общество «САЛОЛИН» (далее по  тексту заявитель,  Общество)  обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции ФНС РФ по Московскому району Санкт-Петербурга № 29904 от 10.10.2005 года об уплате земельного налога.

Решением суда первой инстанции требования Общества удовлетворены.

На решение налоговым органом и Обществом  поданы апелляционные жалобы. Налоговый орган просит отменить судебный акт,  так как  судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства,  имеющие значение для дела,  а также неправильно применены нормы материального права. Общество в апелляционной жалобе просит  изменить  мотивировочную часть решения в части, касающейся выводов суда относительно суммы переплаты  по налогу, зачтенной в счет  уплаты земельного налога за  2005г., а также  суммы  земельного налога, подлежащего уплате по сроку 15.11.05г.

В судебном заседании ИФНС РФ по Московскому району  Санкт-Петербурга заявлено ходатайство о замене ее правопреемником – Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 23 по Санкт-Петербургу  на основании приказа Федеральной налоговой службы РФ от 7.11.05г. № САЭ-3-15/566.  Общество против заявленного ходатайства не возражало.

Определением  суда ходатайство Инспекции удовлетворено на основании  статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведено процессуальное правопреемство ИФНС Российской Федерации  по Московскому  району Санкт-Петербурга  на Межрайонную Инспекцию ФНС России № 23  по Санкт-Петербургу.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы,  изложенные в апелляционной жалобе,  просил решение арбитражного суда отменить.

Представитель Общества, поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 30 июня 2005 года представило  налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год. Инспекция провела камеральную налоговую проверку по результатам которой  в адрес  Общества направлено уведомление № 456 о доначисление земельного налога за 2005 год в сумме  963 129 рублей по сроку 15.09.05г.,  в сумме  963 129 рублей по сроку – 15.11.05г.. Налоговым органом выставлено   требование  № 29904 от 10.10.05г. об уплате доначисленного земельного налога в общей сумме  1 926 258 рублей (по сроку уплаты 15.09.05г., 15.11.05г.) Задолженность по требованию  предложено  погасить в срок  до 20.10.05г.

Общество оспорило  требование № 29904  поскольку считает, что при исчислении земельного налога  инспекцией коэффициенты применены без учета того обстоятельства,  что в 1998 году в Санкт-Петербурге не действовали ставки,  установленные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 года №129-21, а поэтому коэффициент, введенный на 1999 год,  не может применяться. Поэтому расчет земельного налога, приведенный  Обществом в декларации за 2005г., исключающий коэффициент, введенный в 1999 году, соответствует нормам законодательства о плате за землю. Доначисление  земельного налога по мнению Общества противоречит требованиям законодательства.

Суд первой инстанции удовлетворяя требования Общества обосновано исходил из того, что  у Общества отсутствует  обязанность по уплате земельного налога в  сумме 1 926 258 рублей по сроку уплаты  15.09.05г., 15.11.05г., в связи с чем  требование, противоречит ст. 69-70 НК РФ.

Оценивая представленные доказательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что  довод Общества о невозможности применения коэффициента «2» к ставкам земельного налога, действующим в 1998 года, является ошибочным.

Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом «2». В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом «1,2». Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога» указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом «2».    В силу ст. 7 ФЗ от 24.07.02г. № 110-ФЗ действующие ставки  земельного налога в 21002г. применяются в 2003г. с коэффициентом «1,8». В 2004г.  ставки земельного налога, действующие в 2003г. применяются с коэффициентом  «1,1» ( ст.7 ФЗ от 07.07.03г. № 117-ФЗ).

Согласно  ст. 4 ФЗ от 29.11.04г. № 141-ФЗ «О внесении изменений  в часть  вторую НК РФ и некоторые  другие  законодательные акты РФ, а также о признании  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» действующие в 2004г. ставки  земельного налога в 2005 году  применяются с коэффициентом «1,1».

Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О, федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.

Для исчисления земельного налога в 2005г., следует  ставку земельного налога, действующую в 1998 году последовательно  умножать на  коэффициенты: 2; 1,2 ; 2; 1,8 ; 1,1 ; 1,1. 

Налогоплательщиком исчислен земельный налог исходя из ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 129-21), без применения коэффициента 2, установленного статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".

На основании вышеизложенного, исключение из произведения коэффициентов, применяемых к ставкам 1998 г. по отношению к 1999 г.,  коэффициента «2» проведено Обществом  неправомерно. Расчет земельного налога  за 2005 год, произведенный Обществом и отраженный в налоговой декларации не соответствует требованиям  законодательства.

При этом, следует признать, что инспекция, доначисляя земельный налог, исчислила его исходя из ставок земельного налога, установленных Законом Санкт-Петербурга N 129-21, с применением последовательно федеральных коэффициентов, установленных федеральными законами в период с 1999 по 2004 год, также действовала с нарушением требований действующего законодательства.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральным законом от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.

До принятия Закона Санкт-Петербурга N 129-21  от 26.06.98г. «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге» действовали ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено вступление его в силу с 01.01.98.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38 признана недействующей и не подлежащей применению статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21.

В обоснование Верховный Суд Российской Федерации сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (статье 54) положения статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", согласно которым нормам о ставках земельного налога, ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.

Законом Санкт-Петербурга от 04.04.03 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" исключена статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21, предусматривающая вступление его в силу с 01.01.98, на основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38.

Из анализа названных норм следует, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу только с 01.01.99. Данный вывод подтверждается и постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П.

Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено "со дня вступления в силу настоящего закона считать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 21.06.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".

Учитывая, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу с 01.01.99, то, соответственно, в 1998 году продолжали действовать ставки Закона Санкт-Петербурга от 21.06.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".

Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.

В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/3 сделан вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.05 N 78-Г04-52 также признано правомерным применение к ставкам земельного налога, установленным местными представительными органами власти, поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, определенного законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет, путем их перемножения.

        Таким образом, при определении ставки земельного налога на 2005 год  следует  применять ставку земельного налога, действующую в 1998г. в размере, определенном  Законом  Санкт-Петербурга от 14.07.95г. № 77-10, с последовательным умножением на коэффициенты  установленные для 1999г., 2000, 2001, 2002, 2003., 2004г.

В  соответствии с приложением № 4 к закону СПб № 77-10 от 14.07.95г.  ставка земельного налога, действующая в 1998 году, для земельных участков, принадлежащих на праве собственности Обществу (зона 7  градостроительной целостности территорий) составляет  4,112 рублей за кв.м.

Ставка земельного налога в 2005 году составляет 4,112 х  2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1 х 1,1 =42, 9884 рублей за  квадратный метр.

При этом, налоговый орган неправомерно производил расчет  земельного налога за 2005 год исходя из ставки 55,2515 рублей за кв.м., а общество – исходя из ставки 25,1143 рублей за кв.м.

Размер земельного налога, подлежащий уплате  Обществом за 2005 год составляет 2 997 452 рубля, в том числе по сроку 15.09.05г. -1 498 726 рублей, по сроку 15.11.05г. – 1 498 726 рублей.

Как следует из материалов дела  по заявлению  Общества  налоговым органом проведен зачет переплаты в 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2006 по делу n А56-6129/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также