Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А56-44365/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 июня 2009 года

Дело №А56-44365/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     03 июня 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 июня 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л. П. Загараевой,

судей  М. В. Будылевой, О. В. Горбачевой,

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Ю. В. Пряхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-5564/2009, 13АП-5903/2009) ООО "БалтТрансСервис" и Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2009 г. по делу № А56-44365/2008 (судья С. В. Соколова), принятое

по иску (заявлению)  ООО "БалтТрансСервис"

к  Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии: 

от истца (заявителя): М. А. Ишуков, доверенность от 03.12.2008 г. № 360; С. И. Чофу, доверенность от 03.12.2008 г. № 361; Н. В. Петрова, доверенность от 03.12.2008 г. № 359;

от ответчика (должника): М. Б. Кондратьева-Черкасова, доверенность от 20.05.2009 г. № 03-09/10088; В. Ю. Голос, доверенность от 12.01.2009 г. № 03-09/00052;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "БалтТрансСервис" (далее – ООО "БалтТрансСервис", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ по КН по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 02.09.2008 г. № 17-31/16097 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН в виде штрафа в размере 19676,40 руб., начисления ЕСН в размере 98379,40 руб., начисления пени в размере 6345 руб., доначисления НДС в размере 13080938 руб. (с учетом уточнений).

Решением суда первой инстанции от 27.03.2009 г. требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН в сумме 19676,40 руб., предложения уплатить ЕСН в сумме 98379,40 руб. и начисления пени на эту сумму. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО "БалтТрансСервис" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Общество полагает, что правомерно применяло ставку 18% по НДС по услугам по сопровождению и охране бензина и дизельного топлива; исполнителем услуг является ФГУП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», ОАО «РЖД» отдельно выставляло Обществу счета-фактуры на услуги по сопровождению и охране грузов с выделенной суммой НДС по ставке 18%; в перечень работ (услуг), облагаемых по налоговой ставке 0% согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не входят услуги по охране товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации.

В апелляционной жалобе МИФНС РФ по КН по СПб просит решение суда отменить в части удовлетворения требований Общества, принять по делу в этой части новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Налоговый орган полагает, что выплата вознаграждения членам совета директоров Общества связана с выполнением ими управленческих функций, такая деятельность подпадает под объект обложения ЕСН, предусмотренный пунктом 1 статьи 236 НК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.

Указанным решением Общество было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в сумме 20056 руб., Обществу были начислены пени в сумме 6470 руб., предложено уплатить недоимку по ЕСН в размере 100279,40 руб., недоимку по НДС в сумме 13080938 руб.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда, полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел настоящий спор и вынес законное и обоснованное решение, в связи со следующими обстоятельствами.

Между Обществом и ОАО «РЖД» были заключены договоры на организацию и оплату перевозок грузов, об организации расчетов за перевозки грузов.

Материалами дела подтверждается, что ОАО «РЖД» выставляло в адрес ООО «БалтТрансСервис» счета-фактуры на провозную плату с выделением НДС по налоговой ставке 0 %, поскольку транспортировка товара осуществляется в режиме «экспорт», и отдельно выставляло счета-фактуры на услуги по сопровождению и охране данных грузов с выделением НДС по налоговой ставке 18 %.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по ставке 0 % при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

Налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.

В соответствии с  пунктом 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой операции.

Применение налоговой ставки 0% по НДС при оказании услуг по перевозке товаров положения НК РФ связывают с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.

Согласно части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляется пакет документов: копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что оказанные Обществу услуги по сопровождению и охране грузов связаны с транспортировкой товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при этом ОАО «РЖД» располагала сведениями относительно перевозки охраняемого груза.  

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что из положений Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" следует, что услуги по сопровождению и охране перевозки экспортируемых товаров относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг, связаны с реализацией товаров на экспорт и подлежат обложению по ставке 0%.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Из смысла пункта 9 статьи 165 НК РФ в совокупности с положениям  главы 21 НК РФ следует, что операции по реализации услуг перевозчика и услуг по организации перевозок, связанных с реализацией товаров на экспорт, подлежат обложению НДС по ставке 18% только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1 - 5 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие факт экспорта товара.

Таким образом, данное положение НК РФ исключает заявление к вычету НДС, уплаченного Обществом в нарушение положений главы 21 НК РФ.

Общество неправомерно применяло ставку НДС 18%, тогда как к услугам по охране и сопровождению грузов подлежала применению налоговая ставка 0%.

Суд первой инстанции, изучив в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 71 АПК РФ представленные сторонами документы, сделал правильный вывод о неподтвержденности доводов Общества о фактическом оказании услуг по сопровождению и охране бензина и дизельного топлива ФГУП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» и оказании таких услуг на территории Российской Федерации.

В частности, в представленных в материалы счетах-фактурах в графе «Продавец» указано именно ОАО «РЖД», в графе «наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)» - охрана и сопровождение грузов, в графе «налоговая ставка» -18 %.

Договоры, счета-фактуры, дорожные ведомости подтверждают оказание услуг по охране и сопровождению грузов ОАО «РЖД», перевозку грузов в режиме «экспорт», вывоз грузов за пределы территории Российской Федерации.

У апелляционного суда не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.

Перечень работ (услуг), облагаемых по налоговой ставке 0% в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не является исчерпывающим. Налогообложению по данной ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерием определения которых, согласно абзацу 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, является непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых товаров.

Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка Общества на Приказ от 18.06.2003 г. № 38  в обоснование довода о фактическом оказании услуг ФГУП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».

Данный довод не соответствует положениям Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны (утв. Приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 г. № 38).

Согласно этим Правилам  сопровождение грузов осуществляется непрерывно (постоянным или сменным способами) проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана МПС России и иных федеральных органов исполнительной власти (далее - ведомственная охрана).

Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции (далее - станция) назначения груза.

Сменное сопровождение грузов осуществляется ведомственной охраной со сменой проводников в пути следования грузов.

Перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения грузоотправителями, грузополучателями на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки, и перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утверждаются МПС России по согласованию с МВД России.

Грузоотправители, грузополучатели, а также уполномоченные ими лица могут осуществлять постоянное сопровождение грузов, перечисленных в перечне грузов, требующих сменного сопровождения и охраны в пути следования.

При перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В таком же порядке осуществляется постоянное сопровождение при перевозке грузов в международном сообщении.

Следовательно, обязательность сопровождения и охраны грузов может возлагаться не только на ФГУП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», но и на иных лиц.

Кроме того, при постоянном сопровождении при перевозке грузов в международном сообщении сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю, то есть за пределами территории Российской Федерации.

Более того, действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам (в частности, ОАО «РЖД») в рамках договоров на организацию перевозки заключать договоры по их сопровождению и охране.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности уплаты Обществом НДС по ставке 18% ОАО «РЖД» при расчетах за охрану товара и сопровождение грузов, реализуемых на экспорт.

Обществу вменяется занижение ЕСН в связи с неправомерным исключением из облагаемой базы сумм вознаграждений, выплаченных Председателю Совета директоров Общества.

Из материалов дела следует, что Общество производило выплаты физическому лицу, не состоящему с ним в трудовых отношениях, на основании Протокола Внеочередного общего собрания участников Общества от 19.07.2004 г. и договора от 01.08.2004 г., предметом которого являлось осуществление физическим лицом полномочий Председателя Совета директоров Общества.

В 2004 г. председателю Совета директоров ООО «БалтТрансСервис» было выплачено вознаграждение в сумме 823 970 руб.

Из налоговой декларации

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 по делу n А42-1661/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также