Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу n А56-85074/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 октября 2015 года

Дело №А56-85074/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  07 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания: В.А.Сафроновой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Андрюнина Т.А. – доверенность от 17.08.2015, предст. Арапова О.В. – доверенность от 31.03.2015

от ответчика (должника): предст. Зиятдинова Р.А. – доверенность № 01-19/13086 от 19.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19548/2015) открытого акционерного общества «Садово-парковой хозяйство «Фрунзенское» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2015 по делу № А56-85074/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое

по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Садово-парковое хозяйство «Фрунзенское»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании действий

установил:

Открытое акционерное общество «Садово-парковое хозяйство «Фрунзенское» (ОГРН 5067847069934; адрес: 192241, Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 56; далее – Общество, ОАО «СПХ Фрунзенское») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) по отказу в принятии корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1-го квартала 2011 года по 4-ый квартал 2013 года и возврату излишне уплаченных платежей, Общество также просило обязать Департамент произвести действия по принятию вышеуказанных корректирующих расчетов и возврату Обществу излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 041 560 руб. 75 коп.

Решением суда от 30.06.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «СПХ Фрунзенское», ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, действующему законодательству, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда от 30.06.2015 отменить и принят по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что в силу условий договоров № 9-ТКО от 06.12.2011, № 30.12/10 от 30.12.2010 и № 56-ТКО от 22.12.2010 обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагалась не на Общество, а на иные организации (ЗАО «ПЭКОП» и ООО «ПЭК «Ленхиммаш»). Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание пояснения Общества о том, что оно не является собственником собранных им отходов с территорий садов и парков при оказании услуг на основании договоров о предоставлении субсидий на содержание и ремонт объектов зеленых насаждений. Кроме того, податель  жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание представленный Обществом суду 09.06.2015 корректирующий расчет, произведенный Обществом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 ОАО «СПХ Фрунзенское» представляло в Департамент расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1-го квартала 2011 по 4-ый квартал 2013 года и вносило соответствующую плату, в состав которой входила также плата за размещение отходов (том 1 л.д.7-114).

Впоследствие Общество, полагая, что не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, а соответственно лицом, обязанным вносить плату за указанный вид негативного воздействия на окружающую среду, обратилось в Департамент с заявлением № 59 от 04.03.2014 о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за период с 1-го квартала 2011 года по 4-ый квартал 2013 года в размере 1 071 591 руб. 81 коп. (том 1 л.д.189-190). К заявлению были приложены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период (том 1 л.д.115-187). Департамент письмом от 06.03.2014 № 04-18/1890 отказал в возврате вышеуказанных платежей (том 1 л.д.191-192).

20.11.2014 ОАО «СПХ Фрунзенское» вновь представило в Департамент корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды с 1-го квартала 2011 года по 4-ый квартал 2013 года и просило принять корректирующие расчеты и возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 1 041 560 руб. 76 коп. (том 1 л.д.193).

Письмом от 24.11.2014 № 04-28/11904 Департамент отказал Обществу в принятии корректирующих расчетов и возврате излишне уплаченных платежей (том 1 л.д.194-197).

Полагая данный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 30.06.2015 в связи со следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды

В силу статьи пункта 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 установлен Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду и является платным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - Постановление № 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления № 5-П, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Согласно пункту 4.1 Постановления № 5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 № 309-КГ14-2379, № 303-КГ14-2151, № 301-КГ14-1819.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в представленных Обществом договорах на вывоз и размещение отходов, заключенных Обществом со специализированными организациями в 2011-2013 годах, (том 1 л.д. 230-244, том 2 л.д. 6-81) не предусмотрен переход права собственности на отходы Общества, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя.

В договоре на размещение отходов № 2634-Т от 01.01.2013, заключенном Обществом (заказчик) с ООО «Полигон ТБО» (исполнитель), прямо предусмотрено, что передача отходов от заказчика к исполнителю осуществляется без перехода права собственности на передаваемые отходы (пункт 1.5), а также установлена обязанность заказчика самостоятельно рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 2.1.5). Договором на размещение отходов № 132 от 28.06.2012, заключенным Обществом (заказчик) с ЗАО Завод комплексной переработки отходов» (исполнитель), также предусмотрено, что передача отходов от заказчика к исполнителю осуществляется без перехода права собственности на передаваемые исполнителю отходы (пункт 1.6), и установлена обязанность заказчика самостоятельно рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 2.1.5). В соответствии с дополнительным соглашением от № 1 от 18.01.2013 к договору № 3-з от 17.01.2013, заключенному Обществом с ОАО «Автопарк № 1 Спецтранс», исполнитель не приобретает право собственности на принимаемые к перевозке и размещению отходы заказчика, ответственность за внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лежит на заказчике.

Указание в договорах на вывоз бытовых, промышленных отходов № 23/12-11 от 23.12.2011, № 93-3 от 28.12.2012, № 30.12/10 от 30.12.2010. № 150/12 от 22.12.2011 на то,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу n А56-16278/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также