Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А26-1704/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 октября 2015 года

Дело №А26-1704/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  01 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Трощенковой Д.С.

при участии: 

от заявителя: не явился - извещен

от заинтересованного лица: не явился - извещен

от 3-го лица: не явился - извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18803/2015) Управления Роскомнадзора по Республике Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 02.07.2015 по делу № А26-1704/2015 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по заявлению Янушониса Игоря Анатольевича

к Управлению Роскомнадзора по Республике Карелия

3-е лицо: ФГУП "Почта России"

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

 

Янушонис Игорь Анатольевич (место нахождения: 186610, г.Кемь, ул. Пуэтная, 2-20, далее - Янушонис И.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (ОГРН: 1041000026484, место нахождения: 185910, г.Петрозаводск, ул. Балтийская, 41, далее – Управление, административный орган) № 394-02/10 от 03.02.2015 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее - ФГУП "Почта России", Предприятие).

Решением суда от 02.07.2015 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить. В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает на недоказанность заявителем оснований для возбуждения в отношении Предприятия дела об административном правонарушении.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 02.02.2015 в Управление Роскомнадзора по Республике Карелия поступило заявление Янушониса И.А. от 28.01.2015 (вх. №02-10-22/10 от 02.02.2015) о возбуждении в отношении ФГУП «Почта России» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и признании его потерпевшим по этому делу. В обоснование своего заявления Янушонис И.А. указал, что ФГУП «Почта России», имея лицензию № 108074 (срок действия до 11.04.2018), в отношении него допустило нарушение срока хранения почтовой корреспонденции: 20.01.2015 на его имя в Кемское отделение почтовой связи ФГУП «Почта России» поступило заказное письмо (почтовый идентификатор 18591081235638), направленное Верховным судом Республики Карелия, 27.01.2015 он обратился в Кемское ОПС за получением данного письма, в чем ему было отказано, так как письмо было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.

По результатам изучения заявления 03.02.2015 руководителем Управления Роскомнадзора по Республике Карелия – старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вынесено определение №394-02/10 об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Почта России», которое обосновано отсутствием в заявлении сведений о времени и месте совершения оспариваемого действия и доказательств, однозначно указывающих на событие административного правонарушения. Также в этом определении отражено, что Управление Роскомнадзора по Республике Карелия не уполномочено проводить административное расследование в области связи для выяснения всех обстоятельств дела об административном правонарушении, а сведений, содержащихся в заявлении Янушониса И.А., недостаточно для составления протокола об административном правонарушении.

Янушонис И.А., посчитав, что у административного органа отсутствовали основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении и названным определением Управления нарушаются его права потребителя почтовых услуг, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности требований заявителя и удовлетворил заявление Янушониса И.А. о признании незаконным определения Управления № 394-02/10 от 03.02.2015 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

 Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оказание услуг связи относится к лицензируемым видам деятельности.

В силу положений статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрено, что перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией и договором об оказании услуг связи.

Лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи установлены в разделе ХХ перечней, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87. Пунктом 5 данного раздела определено, что оказание услуг почтовой связи должно осуществляться в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В январе 2015 года действовали Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 №221, в разделе III которых был определен порядок доставки (вручения) почтовых отправлений, в том числе определены сроки хранения почтовых отправлений и порядок возвращения отправителям не полученной адресатами корреспонденции.

В соответствии с пунктами 33 и 35 указанных Правил почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи. Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

С 03.02.2015 постановление Правительства РФ от 15.04.2005 №221 утратило силу и подлежат применению Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, в которых установлены аналогичные сроки хранения почтовых отправлений и порядок возвращения отправителям не полученной адресатами корреспонденции.

Приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 №114-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, согласно пункту 20.15 которого регистрируемые почтовые отправления разряда "Судебное" хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней со дня их поступления в отделение почтовой связи.

Нарушение юридическим лицом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении предпринимательской деятельности, влечет ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Из вышеприведенных норм следует, что невыполнение лицензиатом Правил оказания услуг почтовой связи образует событие названного правонарушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 утверждено Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», в пункте 5.1.4.2 которого указано, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований.

В силу части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях)поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, Управление является органом, уполномоченным возбудить административное производство по обращению заявителя.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заказное письмо, направленное Верховным судом Республики Карелия, прибыло в место вручения (Кемь) 20.01.2015, не было вручено адресату, возвращено отправителю 26.01.2015. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленных сроков хранения почтовой корреспонденции. Информация, размещенная в сети Интернет на сайте ФГУП «Почта России» в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» является общедоступной.

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Управление Роскомнадзора по Республике Карелия обладало сведениями о времени, месте и обстоятельствах нарушения Правил оказания услуг почтовой связи при осуществлении ФГУП «Почта России» почтовой пересылки заказного письма, зарегистрированного за номером № 18591081235638.

В силу пунктов 3 и 4 части 4 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению, помимо прочего, подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А21-2480/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также