Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А56-10814/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 октября 2015 года

Дело №А56-10814/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     01 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тойвонена И.Ю.

судей  Зайцевой Е.К., Медведевой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  Терентьевой О.А.

при участии: 

от истца (заявителя): Афонский Д.С. по доверенности от 06.04.2015, Ибаев М.Р. по доверенности от 15.01.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20184/2015)  Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2015 по делу № А56-10814/2015 (судья Лилль В.А.), принятое

по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу

к ООО «А-ПланетФрут», Сайченко Ирине Борисовне

о ликвидации юридического лица,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «А-ПланетФрут» и Сайченко Ирине Борисовне о ликвидации юридического лица.

Решением от 24.06.2015 в иске отказано.

В апелляционной жалобе инспекция просит данный судебный акт отменить, требования – удовлетворить, полагая, что при его вынесении были нарушены нормы материального и процессуального права. Как указывал податель жалобы, ООО «А-ПланетФрут» по адресу регистрации не находится, в соответствии с данными ФГУП «Почта России» уведомления, в том числе для дачи пояснений и решения вопроса о составления протокола об административном правонарушении, общество не получает, вся корреспонденция возвращается в инспекцию с отметкой «за истечением срока хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу».   МИФНС №11 составлен акт об отсутствии общества по указанному в учредительных документах адресу. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на п.6 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30.07.2013 и на ст.21.1. ФЗ №129 от 08.08.2001, указывая на то, что общество, представляя бухгалтерские балансы, не подпадает под категорию лиц, в отношении которых могут быть осуществлены мероприятия по исключению из ЕГРЮЛ в рамках административной процедуры по решению регистрирующего органа.

Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не направлены.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица своих представителей в судебное заседание не направили,  в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель инспекции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.

ООО «А-ПланетФрут» зарегистрировано 12.08.2011 в ЕГРЮЛ за ОГРН №1117847332570 по адресу регистрации: Санкт-Петербург, ул.Исполкомская, д.5, корп.А, пом.2Н, с постановкой на учет в МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу.

14.01.2015  МИФНС России №11 по Санкт-Петербургу уведомила МИФНС №15 об отсутствии ООО «А-ПланетФрут» по указанному в учредительных документах адресу, что подтверждается протоколом осмотра адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица №386 от 26.06.2014, протоколом осмотра №4 от 13.01.2015, протоколом допроса собственника помещения  №385/2 от 19.06.2014, свидетельством о регистрации права №78-АЖ618307 от 09.06.2012.

15.07.2014 МИФНС №15 уведомила общество о вызове соответствующего представителя для дачи пояснений и рассмотрении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление вернулось с отметкой «за истечением срока хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу».

01.07.2014 инспекция №11 направила в адрес общества и руководителя общества Сайченко И.Б. уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведенной об адресе (местонахождении) общества и о том,  что в случае непредставления таких сведений в разумный срок регистрирующий орган обратится в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Поскольку нарушения устранены не были, инспекция обратилась в суд, указав в обоснование заявленных требований на то, что при регистрации ООО «А-ПланетФрут» были предоставлены недостоверные сведения об адресе места нахождения юридического лица, отсутствует связь с юридическим лицом по адресу, указанному в уставе общества и в заявлении при обращении за государственной регистрацией юридического лица при его создании. Инспекция считает, что данное обстоятельство является нарушением требований действующего законодательства, регламентирующего порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ и содержание этих сведений. Так, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 предусмотрены ответственность и права по защите информационных ресурсов (пункт 4 статьи 5 названного закона), наличие в информационных ресурсах регистрирующего органа недостоверных сведений о юридическом лице, создает почву для введения в заблуждение добросовестных пользователей ЕГРЮЛ, при предоставлении инспекцией по запросам неограниченного круга лиц, сведений об обществе, его учредителях и исполнительном органе. При этом, инспекция полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 21.1. Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку ООО «А-ПланетФрут» является действующей организацией, которое представляло бухгалтерские балансы.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона о регистрации заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре.

Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Закона о регистрации ведет государственные реестры и обеспечивает единство и сопоставимость содержащихся в нем сведений. Пункт 1 статьи 6 Закона о регистрации предусматривает, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 61) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).

Апелляционным судом установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения о юридическом лице, связанные с адресом места нахождения общества, что противоречит смыслу и задачам Закона о регистрации и полномочиям, возлагаемым законом на регистрирующий орган.

Отражение в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений нарушает права и законные интересы заявителя, как регистрирующего органа, создает препятствия для Инспекции в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами, а также права и законные интересы третьих лиц, вступающих в финансово-хозяйственные взаимоотношения с Обществом.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ осуществление юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для его ликвидации по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ №14-П от 18.07.2003, отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А21-10114/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также