Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А21-10229/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 24 августа 2015 года Дело №А21-10229/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М. Л. Згурской судей М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. В. Бебишевой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15697/2015) ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2015 по делу № А21-10229/2014 (судья С. Н. Сычевская), принятое по заявлению ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области 3-е лицо: Министерство здравоохранения Калининградской области о признании недействительным требования при участии: от заявителя: Абдурахманов С. И. (доверенность от 18.08.2015) от ответчика: Марченко М. В. (доверенность от 12.01.2015 №04) от 3-го лица: Названская Ю. С. (доверенность от 14.08.2015) установил: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Наркологический диспансер Калининградской области» (ОГРН 1023901016040, ИНН 3906025507, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 6а; далее – учреждение, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, г.Калининград, ул.Леонова, 49; ОГРН 1023900598150; ИНН 3904006756 (далее – фонд, ответчик) от 05.11.2014 №2328 о перечислении на счет фонда 10 840 334 руб. 61 коп. с назначением платежа «Возврат средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению» и штрафа в сумме 1 084 033 руб. 46 коп. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области (далее – министерство). Решением суда от 27.04.2015 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе (с учетом поступивших в суд 17.08.2015 дополнений) учреждение просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает, что судом необоснованно не были приняты во внимание доводы о несоответствии оспариваемого требования статьям 37, 65 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ), статье 44 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон №3-ФЗ), постановлению Правительства РФ от 26.06.2008 №475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»; пункту 5 Правил организации деятельности наркологического диспансера и наркологической больницы; Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения 01.09.1988 №06-14/33-14, пункту 16 Устава учреждения. Начиная с 2009 года учреждение включено в программу госгарантий, в связи с чем, расходы на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, в том числе заработная плата сотрудников кабинета, включены в расходы стационара и отнесены к параклиническим услугам. В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 №1000 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – постановление №1000) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения является составной частью базовой Программы ОМС. Доходы учреждения, получаемые за оказание платных услуг в рамках медицинского освидетельствования, не могут являться источником финансирования деятельности, осуществляемой специалистами в связи с оказанием бесплатной медицинской помощи, в том числе по направлению органов, указанных в пункте 2 статьи 44 Закона №3-ФЗ. Согласно письму Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21.04.1999 №2510/4561-99-32 «О проведении медицинского освидетельствования в наркологических учреждениях» в случае, если обследуемый гражданин не согласен с результатами проведенного освидетельствования и по собственной инициативе обращается с просьбой о проведении повторного освидетельствования, таковое может расцениваться как дополнительная медицинская услуга и осуществляется за плату в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 №27. Следовательно, платные услуги предоставляются в порядке личной инициативы граждан и на иных условиях, чем предусмотрено территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и (или) целевыми программами, по желанию потребителя. В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, представитель министерства поддержал позицию подателя жалобы. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности учреждения за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 – по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС); с 01.01.2012 по 30.06.2013 – по средствам целевой программы Калининградской области «Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы». По результатам проверки составлен акт от 24.10.2014. В ходе проверки установлено, что за проверяемый период работникам кабинета медицинского освидетельствования на состояние опьянения необоснованно начислена заработная плата из средств ОМС на сумму – 8 325 909 руб. 84 коп., что, включая страховые взносы на оплату труда в сумме 2 514 424 руб. 77 коп. (30,2%), составляет – 10 840 334 руб. 61 коп. Фонд пришел к выводу, что в соответствии со статьей 306.4 главы 30, части 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) использование учреждением за период с января 2012 по май 2014 средств на цели, не соответствующие договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в сумме 10 840 334 руб. 61 коп. является нецелевым использованием средств ОМС. За использование средств не по целевому назначению начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 1 084 033 руб. 46 коп. Фондом в адрес учреждения направлено требование от 05.11.2014 №2328 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки с 01 по 24 октября 2014 года, согласно которому учреждению необходимо в срок до 19.11.2014 возвратить на счет фонда средства территориальной программы ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 10 840 334 руб. 61 коп., уплатить штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 1 084 033 руб. 46 коп., а также в срок до 24.11.2014 предоставить в фонд информацию по возмещению нецелевого использования средств, уплате штрафа и план мероприятий по устранению нарушений, отраженных в акте проверки. Учреждение, не согласившись с требованием фонда, обратилось в суд с настоящим заявлением. Апелляционная инстанция считает, что суд, отказывая учреждению в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ). Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона. Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.01.2011 регулирует Закон № 326-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы. Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. В силу статьи 3 Закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. Согласно части 2 статьи 65 Закона №323-ФЗ освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов освидетельствования. В соответствии с пунктом 29 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 24.122013 № 1000, в рамках сверх базовой программы ОМС за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета, передаваемых бюджету Территориального фонда ОМС Калининградской области, осуществляется финансовое обеспечение, в том числе: первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу территориальной программы ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез. ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ (наркологические заболевания), включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, ортодонтической помощи, оказываемой детям (за исключением лечения с использованием несъемных ортодонтических конструкций) в государственных медицинских организациях, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой территориальной программой ОМС. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не осуществляется за счет средств ОМС и данный вид услуги за счет средств ОМС Программой госгарантий не предусмотрен. Расходы, связанные с оказанием данного вида услуг, включая заработную плату работникам этого кабинета, не были включены в структуру тарифа в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и находились за пределами программы ОМС. В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона №326-Ф3 страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования. Финансовые средства страховая медицинская организация направляет в медицинскую организацию на основании договора на оказание и оплату медицинской Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2015 по делу n А56-18895/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|