Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А56-73636/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 августа 2015 года

Дело №А56-73636/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  13 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ганичевой В.А.,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17512/2015) ОАО "Российские железные дороги"               на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2015 по делу № А56-73636/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению ОАО "Российские железные дороги"

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                     (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Басманная нов., д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее – заявитель, Общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432; далее – Управление, Ространснадзор, административный орган)           о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2014 № 07-40-06/250                  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной                            частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 17.06.2015 требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что            не является препятствием для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 на основании распоряжения от 19.08.2014 N 639-р Управлением в отношении                    ОАО "РЖД" (объект транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции (далее - ЖДС) Бакланка) была проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) соблюдения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности при оказании услуг железнодорожным транспортом.

По результатам проверки выявлены нарушения пунктов 5.10, 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ                от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования),  и  пункта 1 статьи 4 Федерального закона               от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон №16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности), которые зафиксированы в акте проверки                 от  26.09.2014 № 07-37-06/551(А), в котором ОАО "РЖД" вменены следующие нарушения:

1) не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Бакланка: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по станции с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона №16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений;

2) не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Бакланка: начальника станции, заместителя начальника станции, дежурных по станции в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

10.10.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол                           № 07-39-06/250 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Постановлением от 21.10.2014 № 07-40-06/250 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая  удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходил из следующего.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие)  не содержат уголовно наказуемого деяния.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное  не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

При этом, в силу положения пунктов 5.7 и 5.8 Требований именно на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости и транспортных средств.

ЖДС Бакланка 31.08.2012 внесена в Реестр категорированных объектов, присвоена 2 категория (реестровый № ЖСТ 113909). О присвоения ОТИ реестрового номера и категории ОАО «РЖД» уведомлено 07.09.2012. Результаты оценки уязвимости ОТИ утверждены 30.10.2013. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан, направлен в Росжелдор. Заключением от 20.01.2014 в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности отказано. План обеспечения транспортной безопасности доработан и направлен в Северную Дирекцию управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» для последующего направления в Росжелдор.

Таким образом, ОАО "РЖД", является субъектом транспортной инфраструктуры на ЖДС Бакланка, указанные обстоятельства опровергают довод об отсутствии оснований для осуществления проверки работников Общества.

Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.

С начала действия Требований (с 15.04.2011) для их реализации имелось достаточно времени.

В соответствии с пунктом 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Довод Общества о том, что административным органом не представлены доказательства, указывающие на отнесение указанных в постановлении лиц к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности, отклоняются судом ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 5.6.9 Требований силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности; персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС; подразделения транспортной безопасности.

Приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД"                          (далее - Положение).

Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" определено частью II названного Положения.

В соответствии с п. 13 ч. II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением.

Объектом железнодорожного транспорта в данном случае является ЖДС Бакланка.

Приказом Центральной дирекции железнодорожных вокзалов от 11.03.2014              N 62 ответственными за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - ЖДС Бакланка назначен начальник станции.

На основании вышеизложенного начальник ЖДС Бакланка непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должен пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.

В соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности осуществляется: начальником станции, заместителем начальника станции, начальником штаба ГО, дежурным по станции, начальником вокзала, дежурным помощником вокзала.

На основании вышеизложенного начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по ЖДС Бакланка непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.

Круг лиц определен Ространснадзором исходя из требований перечисленного законодательства и установленной в Обществе номенклатуры должностей.

Кроме того, положения статьи 85.1 Федерального закона от 29.12.2012                         N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) дополнительные профессиональные программы; типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и                 нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - не освобождают субъектов транспортной инфраструктуры от исполнения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности и от ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний об устранении выявленных нарушений.

Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ, Указа               Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением  Правительства РФ 30.07.2010 N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству высших учебных заведений (далее - ВУЗ).

Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:

- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;

- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.

Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.

Абзац 2 пункта 42 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, закрепляет за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика.

В созданных Центрах на основании существующего

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А56-31782/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также