Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А26-826/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 05 августа 2015 года Дело №А26-826/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семеновой А.Б. судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г. при участии: от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом от заинтересованного лица: Караульных Е.В. по доверенности от 31.12.2014 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13859/2015) Управления федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2015 по делу № А26-826/2015 (судья Васильева Л.А.), принятое по заявлению МУП "Муезерские коммунальные системы" к Управлению федерального казначейства по Республике Карелия о признании незаконным действия установил: муниципальное унитарное предприятие "Муезерские коммунальные системы" (адрес: 186960, Республика Карелия, Муезерский р-н, Муезерский пгт, Советская ул., д. 21, ОГРН 1071006000493; далее – Предприятие, МУП "Муезерские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 29.12.2014 №06-17-17/11409 отказа Управления федерального казначейства по Республике Карелия (адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21; далее – Управление, УФК по РК) принять к исполнению исполнительный лист серии АС № 006292108, выданного Арбитражным судом Республики Карелия по делу № А26-261/2009 (далее – исполнительный лист, исполнительный документ). Решением от 14.04.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным, как противоречащий Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), выраженный в письме от 29.12.2014 отказ Управления в принятии к исполнению исполнительного листа, обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных МУП «Муезерские коммунальные системы» путем принятия к исполнению исполнительного листа. Не согласившись с решением суда, УФК по РК обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции об обоснованности требований Предприятия, изложенных в обжалуемом решении, нормам материального права. По мнению УФК по РК, исполнительный документ должен быть исполнен в порядке, определенном частью 4 статьи 242.2 БК РФ, то есть путем его направления в финансовый орган муниципального образования. В связи с изложенным, Управление полагает, что отказ УФК по РК принять к исполнению исполнительный лист, изложенный в письме от 29.12.2014 №06-17-17/11409, является законным и обоснованным. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы. МУП «Муезерские коммунальные системы», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Предприятия в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как установлено материалами дела, в рамках дела № А26-261/2009 о банкротстве МУП "Муезерские коммунальные системы" конкурсный управляющий Предприятия Малинен Ирина Николаевна обратилась в суд с заявлением о привлечении учредителя Предприятия - Администрации Муезерского городского поселения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 166 106 руб. 42 коп. Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу № А26-261/2009 заявление конкурсного управляющего удовлетворено, с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия в порядке субсидиарной ответственности взыскано 2 166 106 руб. 42 коп. 25.12.2013 Арбитражным судом Республики Карелия выдан исполнительный лист серии АС № 006292108 о взыскании с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия в порядке субсидиарной ответственности 2 166 106 руб. 42 коп. Письмом от 26.12.2013 конкурсный управляющий направил в адрес Администрации указанный исполнительный лист для исполнения. Поскольку полученный 09.01.2014 исполнительный лист длительное время не исполнялся, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.09.2014 и постановлением суда кассационной инстанции от 16.12.2014 по делу № А26-3222/2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судами было установлено, что взыскатель направил исполнительный лист в Администрацию, а не в орган Федерального казначейства, в котором должнику, как главному распорядителю средств местного бюджета, открыт лицевой счет, следовательно, основания для признания бездействия Администрации незаконным отсутствуют. Письмом от 01.07.2014 конкурсный управляющий направил в адрес УФК по РК исполнительный лист для исполнения, однако Управление письмом от 03.07.2014 № 06-17-17/5696 возвратило исполнительный лист, указав, что исполнительный лист подлежит исполнению в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ и документы необходимо направить в финансовый орган Муезерского городского поселения. Кроме того, Управление обратило внимание взыскателя, что решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014 по делу № А26-3222/2014 не вступило в законную силу. Письмом от 24.12.2014 конкурсный управляющий повторно направил в адрес Управления вышеуказанный исполнительный лист для исполнения, указав, что задолженность (с учетом частичного исполнения) составляет 1 491 351 руб. 99 коп., а также изложил фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия судом судебного постановления по делу А26-261/2009, на основании которого был выдан исполнительный лист, указал, что решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2014 по делу № А26-3222/2014 оставлено без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2014. Письмом от 29.12.2014 № 06-17-17/11409 Управление возвратило исполнительный лист, указав, что исполнительный лист подлежит исполнению в соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ и документы необходимо направить в финансовый орган Муезерского городского поселения. По мнению Управления, поскольку МУП «Муезерские коммунальные системы» не является казенным учреждением, соответственно, Администрация не может являться распорядителем средств данного унитарного предприятия. Полагая, что выраженный в письме от 29.12.2014 № 06-17-17/11409 отказ Управления принять к исполнению исполнительный лист является незаконным и нарушает права и законные интересы Предприятия, находящегося в процессе банкротства, МУП «Муезерские коммунальные системы» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, установив, что определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.09.2013 по делу А26-261/2009 с Администрации за счет средств казны Муезерского городского поселения в пользу Предприятия взыскано 2 166 106 руб. 42 коп. в порядке субсидиарной ответственности, пришел к выводу, что указанное определение является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения. В связи с изложенным, суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия, признал незаконным выраженный в письме от 29.12.2014 отказ Управления в принятии к исполнению исполнительного листа, обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных МУП «Муезерские коммунальные системы». Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя УФК по РК, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в виду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Главой 24.1 БК РФ предусмотрено два порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Пленум Высшего Арбитражного Суда в пункте 3 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям. Другой порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального (субъекта Российской Федерации, местного) бюджета по денежным обязательствам федеральных (субъекта Российской Федерации, местных) казенных учреждений (а также судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета) установлен статьями 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ. Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А56-69886/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|