Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу n А56-76412/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 августа 2015 года

Дело №А56-76412/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     30 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Борисовой Г.В., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Кривоносовой О.Г.

при участии: 

от заявителя: Аксарин С.А. по доверенности от 23.12.2014

от заинтересованного лица: Сулименко Я.С. по доверенности от 29.04.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-9706/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2015 по делу № А56-76412/2014 (судья Калайджян А.А.), принятое

по заявлению Санкт-Петербургской общественной организации помощи социально незащищенным гражданам "Детский Ковчег"

к Балтийской таможне

о признании незаконным бездействия, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, выплатить пени, взыскании судебных расходов

установил:

  Санкт-Петербургская общественная организация помощи социально незащищенным гражданам "Детский Ковчег" (ОГРН 1027800001162, адрес: 193177, г. Санкт-Петербург, ул. Прибрежная, д. 10, корп. 1; далее – ОО "Детский Ковчег", Организация), обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее – таможенный орган, таможня), выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, сборов, налогов; обязании  возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, сборы, налоги на основании ДТ № 10216100/040612/0056435 в сумме 714 196 руб. 59 коп.; обязать выплатить пени за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, сборов, налогов за период с  26.12.2013 по 18.02.2014; взыскании судебных расходов на оплате услуг представителя в размере  10 000 руб.

Решением от 24.02.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме, признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ № 10216100/040612/0056435, обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Организации путем возврата на расчетный счет излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 714 196 руб. 59 коп., обязал Балтийскую таможню выплатить ОО "Детский Ковчег" проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 68 741 руб. 42 коп. Суд также взыскал с таможни в пользу Организации 10 000 руб. расходов по оплате услуг представителя и 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на то обстоятельство, что Организация не обращалась в таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, оформленным в соответствии с положениями Приказа ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (далее – Приказ ФТС № 2520). Кроме того, таможня указала на отсутствие проведенной сторонами сверки взаимных расчетов по сумме излишне взысканных сумм таможенных пошлин.

Судебное заседание апелляционного суда откладывалось для проведения сторонами сверки взаимных расчетов. 

 В судебном заседании 30.07.2015 представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Организации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Фонд "Детский ковчег" (Германия) обязался на основании соглашения от 11.04.2012 № 1 оказать гуманитарную помощь Организации в виде окон и дверей.

ОО "Детский ковчег" обратилась 19.04.2012 в Комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия) с заявлением о выдаче подтверждения о гуманитарном характере груза от 12.04.2012 № 2-086.

Установка окон и дверей была запланирована на май 2012 силами волонтёров из Германии, которые получили для данных целей визы и приобрели билеты. До конца мая 2012 решение Комиссии по заявлению Организации не было вынесено. С учётом интересов исполнения соглашения ОО "Детский ковчег" было принято решение ввезти окна и двери по общим правилам таможенного оформления с уплатой всех необходимых таможенных пошлин, сборов, налогов.

Организация ввезла на территорию Российской Федерации блоки оконные и дверные из полимерных материалов, подало ДТ № 10216100/040612/0056435. Организацией были уплачены таможенные платежи, сборы, налоги в сумме 346 600 руб. Товар был выпущен таможенным органом.

Согласно выданному на основании протокола № 4(48) заседания Комиссии от 06.11.2012 удостоверению серия ГП № 001614 двери пластиковые и алюминиевые, окна пластиковые, соединительные элементы, ввезённые по спорной ДТ, были отнесены к гуманитарной помощи.

Организация обратилась в таможенный орган с заявлением от 15.11.2013 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов. Просила возвратить таможенные платежи в сумме 346 600 руб.

Таможенным органом в удовлетворении заявления отказано с указанием на не предоставление всех необходимых документов

Организация повторно обратилась с заявлением от 21.01.2014 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов на сумму 331 600 руб. (уплаченных 25.05.2012 года, платежное поручение № 67), 15 000 руб. (уплаченных 04.06.2012 года, платежное поручение № 74), всего на сумму 346 600 руб., а также с заявлением о возврате авансовых платежей на сумму 353 500 руб. (уплаченных 25.05.2012 платежным поручением № 69), 15 000 (уплаченных 04.06.2012 платежным поручением № 75), всего на сумму 367 596, 59 руб.

Таможенный орган решением от 30.01.2014 № 15-10/02999 отказал в возврате денежных средств, указав, что льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, представляются в случае представления удостоверения Комиссии о гуманитарном характере груза в момент таможенного оформления товара.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-9686/2014 от 09.06.2014, вступившим в законную силу, отказ таможенного органа признан незаконным.

Организация обратилась в таможню с письмом от 26.08.2014 исх. № 2-126 о возврате излишне уплаченных денежных средств, указывая на то, что решение суда вступило в законную силу.

Таможенный орган письмом от 07.10.2014 № 15-10/38451 отказал в возврате денежных средств со ссылкой на несоответствие заявления по форме Приложению № 2 Приказа ФТС № 2520, предложив повторно подать заявление.

Посчитав отказ таможенного органа в возврате уплаченных таможенных платежей, сборов, налогов на основании ДТ № 10216100/040612/0056435, незаконным и нарушающим права и законные интересы, Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия таможни и об обязании таможенного органа восстановить нарушенные права ОО «Детский ковчег».

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявления Организации, в связи с чем, удовлетворил требования ОО «Детский ковчег» в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

  Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 указанного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Как правомерно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рамках дела А56-9686/2014, решение по которому в силу статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора,  установлено, что Организацией вместе с заявлением от 21.01.2014 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей представлено Удостоверение о признании груза, ввезённого по спорной ДТ, гуманитарной помощью. Основанием для отказа таможней в возврате таможенных платежей послужила ссылка на выдачу соответствующего удостоверения после ввоза товара, в то время как такое удостоверение должно представляться при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Поскольку, как установлено арбитражным судом в решении от 09.06.2014 по делу № А56-9686/2014, ни Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", ни налоговое, ни таможенное законодательство не содержат указания на то, что документ, на основании которого ввоз товара освобождается от обложения таможенными платежами, подлежит представлению до момента его ввоза, получение удостоверения, подтверждающего льготу, не исключает возможность его предоставления после ввоза соответствующего товара.

Организация заблаговременно обратилась в уполномоченный орган за получением указанного удостоверения, получение которого до момента ввоза товара не произошло по причинам, не зависящим от заявителя.

В виду изложенного отказ таможни был признан незаконным решением арбитражного суда от 09.06.2014 по делу № А56-9686/2014.

Согласно статье 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов установлен в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (пункты 1 - 6). При этом, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 -

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2015 по делу n А21-2636/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также