Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А42-8536/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 июля 2015 года

Дело №А42-8536/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     29 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.

судей  Будылевой М.В., Горбачевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Сердюк К.С.

при участии: 

от истца (заявителя): Толстых Н.В. – доверенность от 21.07.2015 №07-21/06672

Николаева В.Г. – доверенность от 05.05.2015 № 07/04351

от ответчика (должника): не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-16561/2015)  ГУ "1973 Отделение морской инженерной службы"  на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 18.02.2015 по делу № А42-8536/2014 (судья Муратшаев Д.В.), принятое

по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Мурманской области

к ГУ "1973 Отделение морской инженерной службы"

о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и налоговые санкции в сумме 4 529 982, 90 руб.

 

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской область, ИНН 5110102371, ОГРН 1045100102080, юридический адрес: ул. Сгибнева, д.13, г. Североморск (далее – Инспекция, налоговый орган), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к государственному учреждению «1973 Отделение морской инженерной службы», ИНН 5110101064, ОГРН 1025100711613, юридический адрес: ул. Северная Застава, д. 24, г. Североморск (далее – ГУ «1973 ОМИС» Учреждение), о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и налоговым санкциям в сумме 4 529 982 руб. 90 коп.

Решением суда от 18.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Учреждение, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.

В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.

Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2000 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100711613 (том 1 л.д. 18).

03.02.2014 ГУ «1973 ОМИС» в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с нулевыми показателями.

Уведомлением от 05.05.2014 исх. № 03-41/3890 ответчику предложено представить в Инспекцию письменные пояснения относительно факта неисчсления земельного налога за 2013 год (том 1 л.д. 45).

16.05.2014 ответчиком представлены пояснения о наличии льготы по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 389 НК РФ (том 1 л. д. 112).

Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации.

В ходе проверки налоговым органом установлена неуплата Учреждением земельного налога за 2013 год на 3 535 487 руб., авансовых платежей за 1 квартал 2013 года на 34 601 руб., за 2 квартал на 34 601 руб., за 3 квартал на 34 601 руб. в результате занижения налоговой базы.

По результатам проверки налоговым органом 19.05.2014 составлен акт № 12595, который был направлен ответчику по почте (том 1 л.д. 48-59).

Уведомлением от 26.05.2014 исх. № 444512 ответчик был приглашен на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки 08.07.2014 в 15 часов (том 1 л.д. 47). Решением от 11.08.2014 № 14228 Учреждение привлечено у налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в общей сумме 707 097 руб. 40 коп. (том 1 л.д. 73-90).

Кроме того, указанным решением Учреждению доначислен земельный налог за 2013 год и авансовые платежи за 1,2 и 3 квартал 2013 года в общей сумме 3 639 290 руб., а также начислены пени по земельному налогу в сумме 183 595 руб. 30 коп.

09.10.2014 Инспекцией в адрес ответчика выставлено требование № 9182, которым Учреждению предложено в срок до 07.11.2014 уплатить суммы недоимки, штрафа и пени.

Поскольку ответчик требование в добровольном порядке не исполнил, Инспекция, в связи с невозможностью взыскать налог и пени в бесспорном порядке за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.

Налогоплательщик считает решение инспекции необоснованным и подлежащим отмене, по мнению заявителя, выводы, изложенные инспекцией, не соответствуют нормам налогового законодательства. Поскольку, по мнению налогоплательщика при расчете земельного налога за 2013 год он правомерно воспользовалось льготой, установленной пп, 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогового органа, пришел к выводу, что у налогового органа были основания для доначисления спорных сумм налогов и пени.

Апелляционная инстанция, выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Инспекцией было установлено, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит 184 земельных участка, наименование категорий земли «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для нужд обороны» и 1 земельный участок наименование категорий земли «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для эксплуатации зданий и сооружений ЗАО «АРТСтроймонтаж».

Данные земельные участки не был отражены обществом в качестве объекта налогообложения по земельному налогу со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с чем в Инспекцию был представлен расчет с нулевыми показателями за 2013 г.

Кроме того, согласно сведениям, полученным в результате проверки, установлено, что здания, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами: 51:06:0030107:75, 51:06:0030107:7, 51:06:0030102:31 не относятся к землям обеспечения обороны и не являются ограниченными в обороте.

Земельный участок кадастровый № 51:06:0030107:7, расположенный по адресу: г.Североморск. ул.Ломоносова, 3: часть здания с 01.02.1999 принадлежала Черникову СМ, с 23.04.2013 принадлежит Карапетян К.В., часть здания сдается в аренду индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам для осуществления ими своей деятельности.

Здание, расположенное на земельном участке (кадастровый № 51:06:0030107:75) по адресу: г.Североморск. ул.Ломоносова.2 в 2013 году сдавалось в аренду ООО «Океан» ИНН 5110205225 по договору аренды от 17.08.2012г. №141/3/АИ-298.

Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030102:31, расположенный по адресу: г.Североморск. ул.Заводская имеет разрешенное использование «эксплуатация зданий и сооружений ЗАО «АРТСтроймонтаж».           

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом. Подпунктом 3 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.

В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом. Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.

Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.

В тоже время суд апелляционной инстанции обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что подпункт 3 пункта2 статьи 389 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 года. (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).

Согласно абз. 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Решения Городского Совета депутатов ЗАТО Североморск от 08.11.2005 №84 «О земельном налоге на территории Муниципального образования ЗАТО Североморск», подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Решения Совета депутатов Муниципального образования ЗАТО Александровск от 30.10.2009 №54 «Об установлении на территории ЗАТО Александровск земельного налога» по земельным участкам, ограниченным в обороте при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере 0,3%.

При таких обстоятельствах, Инспекция своим решением правомерно доначислила земельный налог по спорным участкам, с учетом применения ставки в размере 0,3 %в отношении земель предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд., 1,5 % в отношении 3-х земельных участков.

Довод суда первой инстанции, что спорные земельные участки не относятся к землям предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2010 N ВАС-3199/10 при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности". Соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.

Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (ст. 6 п. 1, 3 - 5, 12, 22, ст. 10 п. 1, ст. 11, ст. 13 и ст. 26), изданным в его развитие Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082), установлено: Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А21-8943/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также