Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А26-9762/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 июля 2015 года

Дело №А26-9762/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  22 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания:  К.А.Цубановой

при участии: 

от истца (заявителя): предст. Зосим В.С. – доверенность № 10 АА 0254732 от 23.05.2013

от ответчиков: 1) предст. Чернова Н.А. – доверенность № 05-01-3970 от 10.11.2014;

2) не явился (извещен)

от третьих лиц: не явились (извещены)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12719/2015)  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2015 по делу № А26-9762/2014 (судья Васильева Л.А.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы»

к 1) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, 2) Правительству Республики Карелия

третьи лица: Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным бездействия

установил:

Открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы» (ОГРН 1031000052335; в настоящее время – акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы»; далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований, том 1 л.д.14-15) о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия (ОГРН 1041000033546; далее - Управление Росприроднадзора) и Правительства Республики Карелия (ОГРН 1131001009424; далее - Правительство РК), выразившегося в том, что указанные лица не осуществили корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий на сумму 20 830 964 руб. 80 коп. за четвертый квартал 2012 года, первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Росприроднадзора определить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду и оформить корректировку платежей за негативное воздействие на окружающую среду Обществу с учетом освоения заявителем средств на выполнение природоохранных мероприятий всего в сумме 20 830 964 руб. 80 коп. за четвертый квартал 2012 года, за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года; обязать Правительство РК утвердить объем корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачесть средства в размере 20 830 964 руб. 80 коп. в счет платежей заявителя за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года, за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство финансов Российской Федерации, Администрация Петрозаводского городского округа.

Решением суда от 10.04.2015 заявление Общества удовлетворено, суд признал незаконным бездействие Управления Росприроднадзора и Правительства РК, выразившееся в нерассмотрении по существу заявлений Общества, оформленных письмами от 26.09.2014 № 105.01-1/294 и от 26.09.2014 № 105.01-1/293 об осуществлении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года, первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года; суд также обязал Управление Росприроднадзора и Правительство РК устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решений о корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года, первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года, либо от отказе в применении корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года, первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года.

В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора просит решение суда от 10.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 10.04.2015 без изменения.

Правительство РК и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании. Правительство РК и Министерство по природопользованию и экологии РК представили в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу, в которых поддержали доводы Управления Росприроднадзора.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  Общество, осуществляющее в своей хозяйственной деятельности негативное воздействие на окружающую среду и являющееся плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (далее – Указания), обратилось в Управление Росприроднадзора и к Главе Республики Карелия с заявлениями о проведении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года и за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года на сумму 20 830 964 руб. 80 коп. с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий (письма от 26.09.2014 № 105.01-1/294 и от 26.09.2014 № 105.01-1/293; т.2, л.д.68-72).

В обоснование проведения корректировки платежей Общество указало на выполнение ряда природоохранных мероприятий, в частности строительство резервуара-усреднителя промывной воды от блока 1-й ступени очистки, горизонтального отстойника, блока обработки и обезвоживания осадка в рамках реализации проекта «Строительство и реконструкция водопроводных очистных сооружений города Петрозаводска (II этап) Третий пусковой комплекс».

Письмом от 20.10.2014 № 04-01-3733 (ответ на письмо от 26.09.2014 № 105.01-1/294) Управление Росприроднадзора предложило уточнить Обществу, к какому из природоохранных мероприятий, определенных Приложением № 2 Указаний, относятся мероприятия, предлагаемые для корректировки (т.2, л.д.2).

Письмом от 17.10.2014 № 8638 Министерство по природопользованию и экологии РК сообщило об отложении рассмотрения заявления Общества от 26.09.2014 № 105.01-1/293 (том 2 л.д.1). При этом Министерство сослалось на то, что письмо Общества не содержит следующей информации: предложений по корректировке размеров платежей, согласованных с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.2 Указаний); оснований отнесения выполненных мероприятий к природоохранным (пункт 6.5 Указаний); конкретного пункта перечня природоохранных мероприятий, к которому их следует отнести (Приложение № 2 Указаний); информации о достигнутом экологическом эффекте, выраженном в фактическом снижении объемов выбросов (сбросов), образовавшихся отходов от реконструкции, внедрения новых технологий (пункт 6.10 Указаний).

В ответ на вышеуказанные сообщения письмами от 27.10.2014 Общество сообщило Управлению и Правительству запрашиваемую информацию и представило дополнительные документы в подтверждение оснований для проведения корректировки платы, однако Управлением Росприроднадзора и Правительством РК не проведена корректировка размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2012 года и за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года на сумму 20 830 964 руб. 80 коп. с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. (т.2 л.д.3-12)

Полагая, что бездействие Управления Росприроднадзора и Правительства РК , не рассмотревших по существу заявление Общества об осуществлении корректировки размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения Обществом средств на выполнение природоохранных мероприятий на сумму 20 830 964 руб. 80 коп., является незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования о признании незаконным бездействия Управления Росприроднадзора и Правительства РК, правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2). Внесение платы, определенной пунктом 1 данной статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (пункт 4).

Подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

В соответствии с Федеральными законами от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (в редакции Федерального закона от 03.11.2010 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов») и от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации 048 1 12 01000 01 0000 120) является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А21-515/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также