Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А26-527/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 31 июля 2015 года Дело №А26-527/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Толкунова В.М. судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В. при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А., при участии: от заявителя: не явился, извещен от заинтересованного лица: Мартынов И.А. - доверенность от 03.03.2014 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12395/2015) ООО «Макдоналдс» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.04.2015 по делу № А26-527/2015 (судья Кришталь Н.А.), принятое по заявлению ООО «Макдоналдс» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия об оспаривании постановления установил: Общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» (адрес: 125009, г.Москва, Газетный переулок, д.17, ОГРН 1027700251754, ИНН 7710044140; далее – заявитель, ООО «Макдоналдс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д.12, ОГРН 1051000011677, ИНН 1001048857; далее – Роспотребнадзор, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 1049/14 от 18.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Решением суда от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильную квалификацию административным органом вменяемого правонарушения, поскольку материалы дела не содержат сведений и доказательств того, что выявленные нарушения повлекли причинение вреда здоровью и жизни граждан, случаев отравления не было выявлено, последствия небольших отклонений от нормы не указаны. По мнению Общества, вменяемое ему деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Кроме того, заявитель считает, что суд не дал оценки правонарушению в качестве малозначительного и надлежаще не рассмотрел вопрос о снижении размера штрафа при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств, необходимости соблюдения соразмерности и справедливости наказания. ООО «Макдоналдс», надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Общества. В судебном заседании представитель Управления возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда. Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, на основании распоряжения № 890 от 15.08.2014 Роспотребнадзором в период с 21.08.2014 по 17.09.2014 была проведена внеплановая выездная проверка в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в ресторане «Макдоналдс», расположенном на первом этаже торгового центра «Макси» по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 14, о чем составлен акт проверки от 17.09.2014 № 890. Основанием для проведения проверки послужил приказ руководителя Роспотребнадзора № 831 от 06.08.2014 «О проведении внеплановых проверок ресторанов быстрого питания «Макдоналдс», изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 01.08.2014 № ОГ-П12-5819. В рамках проверки 21.08.2014 проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, результаты которого оформлены протоколом осмотра от 21.08.2014. 22.08.2014 административным органом вынесено определение № 02-03/114 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6, частью 2 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования. В соответствии с определением о назначении экспертизы от 04.09.2014 в помещении ресторана Общества при участии его представителя и двух понятых произведен отбор проб продукции (готовых блюд). Согласно полученным результатам лабораторных исследований (экспертное заключение № 749-г от 16.09.2014) Обществом нарушены требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а именно: произведен выпуск в обращение пищевой продукции – готовых блюд в потребительской упаковке (чикен бекон, макчикен (сэндвич) и фиш ролл), изготовленной в организации быстрого питания, не соответствующей требованиям микробиологической безопасности TP ТС 021/2011 по уровню содержания микроорганизмов (бактерии группы кишечной палочки), то есть, в изъятой продукции допущено наличие возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для жизни и здоровья человека. Выявленные нарушения послужили основанием для составления 30.10.2014 в отношении Общества протокола № 1049/14 об административном правонарушении и вынесения постановления № 1049/14 от 18.12.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб. Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего. Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса. Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут для юридических лиц наложение административного штрафа - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Частью 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Пунктом 1 статьи 7 Закона № 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона № 2300-1). Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 КоАП РФ правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ). Пунктом 1 статьи 1 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 4 Закона № 184-ФЗ международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства 18.11.2010 заключили Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Частью 3 статьи 4 указанного Соглашения определено, что в технических регламентах Таможенного союза устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Согласно данному Соглашению 09.12.2011 решением Комиссии Таможенного союза № 880 был принят ТР ТС 021/2011. В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы пищевой продукции обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным Техническим регламентом. Часть 3 этой же статьи гласит, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться определенные процедуры. Материалами административного дела подтверждается факт того, что в отношении названной выше изготовленной продукции Обществом допущены нарушения требований ТР ТС 021/2011. Доводы подателя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства причинения вреда жизни или здоровью или угрозы причинения вреда действиями компании, судом апелляционной инстанции отклоняются. Квалифицирующим признаком части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является, в том числе, создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан. В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 вредное воздействие на человека пищевой продукции – воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений. Гигиенические нормативы по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов включают определенные группы микроорганизмов, в том числе санитарно-показательные, к которым относятся: количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерии группы кишечных палочек БГКП (колиформы), бактерии семейства Enterobacteriaceae, энтерококки, а также условно-патогенные микроорганизмы, к которым относится также и E.coli (пункт 51 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299). Выявленный факт наличия в трех видах продукции, изготовленных и реализуемых в ресторане быстрого питания «Макдоналдс», бактерии группы кишечной палочки свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе детей, следовательно, действия Общества правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Выводы суда первой инстанции относительно порядка отбора проб продукции и заключения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А56-64909/2013. Изменить определение первой инстанции (по аналогии со ст.269, 272, п.36 Постановления Пленума ВАС от 28.05.2009 №36) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|