Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А26-527/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 июля 2015 года

Дело №А26-527/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   20 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  31 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цубановой К.А.,  

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: Мартынов И.А. - доверенность от 03.03.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12395/2015) ООО «Макдоналдс» на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 06.04.2015 по делу № А26-527/2015 (судья Кришталь Н.А.), принятое

по заявлению ООО «Макдоналдс»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия

об оспаривании постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Макдоналдс» (адрес: 125009, г.Москва, Газетный переулок, д.17, ОГРН 1027700251754, ИНН 7710044140;                  далее – заявитель, ООО «Макдоналдс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (адрес: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д.12,  ОГРН  1051000011677, ИНН 1001048857; далее – Роспотребнадзор, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления                          № 1049/14 от 18.12.2014  о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением суда от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильную квалификацию административным органом вменяемого правонарушения, поскольку материалы дела не содержат сведений и доказательств того, что выявленные нарушения повлекли причинение вреда здоровью и жизни граждан, случаев отравления                      не было выявлено, последствия небольших отклонений от нормы не указаны.              По мнению Общества, вменяемое ему деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Кроме того, заявитель считает, что суд не дал оценки правонарушению в качестве малозначительного и надлежаще не рассмотрел вопрос о снижении размера штрафа при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих  ответственность обстоятельств, необходимости соблюдения соразмерности и справедливости наказания.        

ООО «Макдоналдс», надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Общества.

В судебном заседании представитель Управления возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения № 890 от 15.08.2014 Роспотребнадзором в период с 21.08.2014 по 17.09.2014 была  проведена внеплановая выездная проверка в сфере обеспечения                             санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания в ресторане «Макдоналдс», расположенном на первом этаже торгового центра «Макси» по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  пр. Ленина, д. 14, о чем составлен акт проверки от 17.09.2014 № 890.

Основанием для проведения проверки послужил приказ руководителя Роспотребнадзора № 831 от 06.08.2014 «О проведении внеплановых проверок ресторанов быстрого питания «Макдоналдс», изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 01.08.2014 № ОГ-П12-5819.

В рамках проверки 21.08.2014 проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, результаты которого оформлены протоколом осмотра от 21.08.2014.

22.08.2014 административным органом вынесено определение № 02-03/114            о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6, частью 2 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

В соответствии с определением о назначении экспертизы от 04.09.2014 в помещении ресторана Общества при участии его представителя и двух понятых произведен отбор проб продукции (готовых блюд).

Согласно полученным результатам лабораторных исследований (экспертное заключение № 749-г от 16.09.2014) Обществом нарушены требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а именно: произведен выпуск в обращение пищевой продукции – готовых блюд в потребительской упаковке (чикен бекон, макчикен (сэндвич) и фиш ролл), изготовленной в организации быстрого питания,   не соответствующей требованиям микробиологической безопасности TP ТС 021/2011 по уровню содержания микроорганизмов (бактерии группы кишечной палочки), то есть, в изъятой продукции допущено наличие возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих опасность для жизни и здоровья человека.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 30.10.2014 в отношении Общества протокола № 1049/14 об административном правонарушении и вынесения постановления № 1049/14 от 18.12.2014  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43                   КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут для юридических лиц наложение административного штрафа - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

Частью 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1                  «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 2300-1 предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона № 2300-1).

Основу правового регулирования указанных в статье 14.43 КоАП РФ правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ                         «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 1 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 4 Закона № 184-ФЗ международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования могут быть установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Законом.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в целях углубления и ускорения интеграционных процессов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества и формирования Единого экономического пространства 18.11.2010 заключили Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Частью 3 статьи 4 указанного Соглашения определено, что в технических регламентах Таможенного союза устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Согласно данному Соглашению 09.12.2011 решением Комиссии Таможенного союза № 880 был принят ТР ТС 021/2011.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы пищевой продукции обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным Техническим регламентом. Часть 3 этой же статьи гласит, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться определенные процедуры.

Материалами административного дела подтверждается факт того, что в отношении названной выше изготовленной продукции Обществом допущены нарушения требований ТР ТС 021/2011.

Доводы подателя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют                   какие-либо доказательства причинения вреда жизни или здоровью или угрозы причинения вреда действиями компании, судом апелляционной инстанции отклоняются.

Квалифицирующим признаком части  2 статьи 14.43 КоАП РФ является,                        в том числе, создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.

В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 вредное воздействие на человека пищевой продукции – воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений.     

Гигиенические нормативы по микробиологическим показателям безопасности пищевых продуктов включают определенные группы микроорганизмов, в том числе санитарно-показательные, к которым относятся: количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), бактерии группы кишечных палочек БГКП (колиформы), бактерии семейства Enterobacteriaceae, энтерококки, а также условно-патогенные микроорганизмы, к которым относится также и E.coli (пункт 51 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010               N 299).

Выявленный факт наличия в трех видах продукции, изготовленных и реализуемых в ресторане быстрого питания «Макдоналдс», бактерии группы кишечной палочки свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе детей, следовательно, действия Общества правомерно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Выводы суда первой инстанции  относительно порядка отбора проб продукции и заключения

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А56-64909/2013. Изменить определение первой инстанции (по аналогии со ст.269, 272, п.36 Постановления Пленума ВАС от 28.05.2009 №36)  »
Читайте также