Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А57-15248/08-11. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                              Дело № А 57-15248/08-11

06 апреля 2009 года    

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 06 апреля   2009 года

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В.,

судей  Клочковой Н.А., Никитина А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Рябихиной И.А.

при участии в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА» - Дуксин П.А., по доверенности от 26.11.2008г., выданной сроком на 2 года.

от Комитета по  управлению имуществом Саратовской области – не явились, извещены,

от Комитета по земельным ресурсам города Саратова– не явились, извещены,

от Администрации города Саратова – Макаренко Марина Николаевна, по доверенности от 07.07.2008г., № 01-02-41/49.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью « ОТЕМА» г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской  области от 02 февраля 2009 года

по делу № А57-15248/08-11, (судья Егорова Т.Н.),

по иску Общества с ограниченной ответственностью « ОТЕМА» г. Саратов,

к Комитету по  управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,

Комитету по земельным ресурсам города Саратова,

о обязании комитета по земельным ресурсам администрации города Саратова предоставить утвержденный проект границ земельного участка и акт о выборе земельного участка Общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА», согласно предоставленного заявления Общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА» от 09.04.2008г.

третье лицо:

Администрация города Саратова, г.Саратов,

об обязании комитета по управлению имущества в Саратовской области организовать работу по  выбору земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта, согласно представленного заявления Общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА» от 09.08.2008г.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с иском общество с ограниченной ответственностью «ОТЕМА», г. Саратов к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, Комитету по земельным ресурсам г. Саратова, г. Саратов, третье лицо: Администрация г.Саратова, г.Саратов, об обязании Комитета по земельным ресурсам администрации г. Саратова предоставить утвержденный проект границ земельного участка и акт о выборе земельного участка ООО «ОТЕМА», согласно представленного заявления ООО «ОТЕМА» от 09.04.2008г.; об обязании Комитета по управлению имуществом Саратовской области организовать работу по выбору земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта, согласно представленного заявления ООО «ОТЕМА» от 09.04.2008г.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 02.02.2009 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд своим решением взыскал с общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА», г. Саратов в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом Общества с ограниченной ответственностью «ОТЕМА», г. Саратов, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Саратовской области от 02.02.09г отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью « ОТЕМА» в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить  решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Комитет по  управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление № 94220 4, приобщено к материалам дела). Отзыва на апелляционную жалобу не поступил.

Комитет по земельным ресурсам города Саратова в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Через канцелярию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Комитета (вх.13 от 31.03.2009г.). Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Представитель Администрации города Саратова в судебное заседание явился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, судебная коллегия  не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Как свидетельствуют материалы дела, ООО «ОТЕМА» обратилось в Комитет по управлению имуществом Саратовской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства 30 кирпичных гаражных боксов, размером 4 х 6 м площадью участка 1000 кв.м в пределах территории, ограниченной ул. Астраханской, Чернышевской, Б.Горной.

Из чего следует, что  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае земельные отношения возникли между Комитетом по управлению имуществом Саратовской  области и  ООО  «ОТЕМА».

28.05.2008 года исх. № Т-2603 Комитет по управлению имуществом Саратовской области направил обращение в Комитет по земельным ресурсам администрации города Саратова о необходимости в месячный срок изготовить и утвердить проект границ земельного участка (л.д.9).

Комитет по земельным ресурсам администрации города Саратова письмом от 07.06.2008г, года исх. № 01-16/01-1693 сообщил ООО «Отема» о предоставления графического (схематического материала для определения предполагаемого места размещения объекта ( л.д. 37).

Кроме того, письмом от 07.06.2008г, года исх. № 01-16/01-1692 Комитет по земельным ресурсам сообщим  Комитету по управлению имуществом по Саратовской области, что   направил запросы в адрес заинтересованных лиц с просьбой предоставления  документов и материалов, необходимых для обеспечения согласования и утверждения  проектов границ, а так же сообщил, что обеспечит согласование и утверждение проекта границ в установленном порядке.

Таким образом,  бездействие со стороны Комитета по управлению имуществом  Саратовской области отсутствует, в связи с чем, суд первой инстанции  обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе находит их необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статьей 4 Закона Саратовской области "О земле" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками, свободными от прав третьих лиц, либо из состава земель сельскохозяйственного назначения, либо теми, на которые приобретают права в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением земельных участков, занятых жилищным фондом, осуществляется органом исполнительной власти области, уполномоченным на то Правительством Саратовской области, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.

Постановлением Правительства Саратовской области от 05.10.2004 N 216-П "Об утверждении Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки" установлено, что уполномоченным органом на распоряжение земельными участками является Комитет по управлению имуществом Саратовской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 № 284-П утверждены Правила предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу пункта 3 Правил к участникам процедуры предоставления земельных участков относятся: комитет по управлению имуществом области; комитет охраны окружающей среды и природопользования области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.

Суд апелляционной инстанции находит, что ООО «Отема» с заявлением об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка в структурное подразделение Администрации г. Саратова - Комитет по земельным ресурсам  Администрации г. Саратова не обращалось. Соответственно земельных правоотношений между Обществом и Комитетом по земельным ресурсам  Администрации г. Саратова не возникло.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам  Администрации г. Саратова при изготовлении границ земельного участка по заявлению ООО «Отема», у суда не имеется в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка:

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, результаты которого оформляются актом выбора земельного участка, к которому должны прилагаться утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению изготовления проекта границ, которое, согласно Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, включает в себя: направление запросов в двухнедельный срок в соответствующие организации; сбор и изучение сведений о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре; получение информации о разрешенном использовании земельных участков; оформление запросов в соответствующие органы для получения информации об обеспечении земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой; оформление запросов в соответствующие органы для получения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из пункта 21 Правил предоставления гражданам и юридическим лицам прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки следует, что соответствующее структурное подразделение администрации муниципального образования в соответствии с законодательством на основании обращения уполномоченного органа обеспечивает изготовление и утверждение проекта границ, для чего запрашивает и получает в двухнедельный срок в государственных и муниципальных органах и организациях необходимые документы.

Проект границ земельного участка изготавливается на основании картографического материала в соответствии с земельным и градостроительным законодательством и Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 года, в двухнедельный срок со дня получения запрошенных материалов.

Кроме того,  судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что  согласно пункту 3 Правил Администрация города Саратова не отнесена к числу участников процедуры предоставления земельных участков. Администрации города Саратова лишь рекомендовано участие в процедуре предоставления земельных участков.

Таким образом, прямого указания на обязанность органа местного самоуправления самостоятельно изготавливать проект границ испрашиваемых земельных участков ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты, регулирующие          земельные      правоотношения,     не содержат.

Следует отметить, что Комитет по земельным ресурсам является структурным подразделением администрации города Саратова, осуществляющим свою деятельность на основании Положения «О комитете по земельным ресурсам», утвержденного постановлением мэра г. Саратова №325 от 23.06.2005г.

Согласно данному положению Комитет по земельным ресурсам города Саратова полномочиями по изготовлению проекта

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А57-18258/08. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также