Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу n А12-15531/08-С22. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

«11» февраля 2009 года                                                  Дело № А12-15531/08-С22

Резолютивная часть постановления объявлена «04» февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» февраля 2009 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дубровиной О.А.

судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В..

при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной М.В.

при участии в заседании:

            представителя общества с ограниченной ответственностью                     «ТРК-Волгоград» - Бородавки Е.И., действующего на основании доверенности от 15.08.2007г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Центрального района Волгограда, г. Волгоград

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2008 года

по делу № А12- 15531/08-С22, принятое судьей Горбачевским М.Н.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТРК-Волгоград», г. Волгоград

к администрации Центрального района  Волгограда, г. Волгоград

третье лицо Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда

о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к  администрации Центрального района Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконным решения от 11.09.2008г. №2256/03 об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, попадающих в зону застройки торгово-развлекательного спортивно-оздоровительного центра в пойме реки Царица по ул. Краснознаменская, 1, как несоответствующего требованиям Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года №641 - ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области». Закона Волгоградской области от 07.12.2001 г. № 640-ОД «О защите зеленых насаждений», а также распоряжения администрации г. Волгограда от 26.05.2004г. № 422-р «О порядке проведения работ по сносу зеленых насаждений» обратилось общество с ограниченной ответственностью «ТРК-Волгоград» (далее – Общество).

Общество в заявлении указывало, что обжалуемым решением Администрации нарушены его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оно лишено возможности осуществлять строительство торгово-развлекательного центра, несет убытки в виде арендной платы за земельный участок, который не может  использовать по назначению.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2008 года заявленные требования Общества были удовлетворены и решение Администрации от 11.09.2008 г. №2256/03 об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, попадающих в зону застройки торгово-развлекательного спортивно-оздоровительного центра в пойме реки Царица по ул. Краснознаменская, 1, было признано не соответствующим закону и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

В порядке устранения нарушенного права суд обязал Администрацию выдать Обществу разрешение о сносе зеленых насаждений, попадающих в зону застройки торгово-развлекательного спортивно-оздоровительного центра в пойме реки Царица на улице Краснознаменская, 1.

Администрация, посчитав решение арбитражного суда Волгоградской области от 31.10.2008 года незаконным и необоснованным, обжаловала его в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

В жалобе администрация указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на не исследованность материалов дела, просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда, администрация Центрального района Волгограда о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления №№ 93250 7, 93249 1, с датами вручения 16 января 2009 года, соответственно, представителей в судебное заседание не направили.

Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда, Общество, в нарушение определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2009 года отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Представитель Общества, присутствовавший в судебном заседании апелляционной инстанции, возражал против удовлетворения жалобы Администрации, указав на то, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании надлежащим образом исследованных материалах дела, просил обжалуемое решение суда оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, с учетом мнения лиц, присутствующих при рассмотрении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу Администрации в отсутствии представителей Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда и заявителя жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Признавая отказ Администрации в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

Общество в соответствии с актом обследования от 06.12.2007г. №2651/03-7, обратилось 18.07.2008г. в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений, попадающих в зону застройки торгово-развлекательного спортивно-оздоровительного центра, расположенного в пойме реки Царица по ул. Краснознаменская, 1.

Однако в ответ на поданное заявление Обществом было получено решение Администрации от 11.09.2008 г. № 2256/03 об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений. При этом решение об отказе содержало ссылку на письмо департамента по охране окружающей среды администрации Волгограда. Департамент, в свою очередь, основываясь на статье 3 Федерального закона от №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьях 1,1.12 Закона Волгоградской области от № 641-ОД «Об особо охраняемых территориях Волгоградской области», считал нецелесообразным снос зеленых насаждений в пойме реки Царица. Поскольку, снос зеленых насаждений, по мнению Департамента, приведет к нарушению существующей экосистемы на особо охраняемой территории. Признавая решение Администрации об отказе не соответствующим действующему законодательству, суд обоснованно пришел к выводу о том, что отнесение  поймы реки Царицы к особо охраняемой природной территории является несостоятельным.

Так, Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Статьей 4 названного Закона установлено, что сведения об особо охраняемых природных территориях вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. №1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Преамбула Закона Волгоградской области от 7 декабря 2001 года №641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» предусматривает, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Статья 5 данного Закона устанавливает, что все особо охраняемые природные территории в обязательном порядке учитываются при разработке территориальных комплексных схем землеустройства, проектов землеустройства, схем охраны природных ресурсов районной планировки.

Далее суд, со ссылкой на Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 года №640-ОД «О защите зеленых насаждений в населенных пунктах Волгоградской области», установил, что вырубка деревьев и кустарников в населенных пунктах Волгоградской области может проводиться в случаях  осуществления градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством, при этом разрешение на вырубку деревьев и кустарников в населенных пунктах Волгоградской области выдается органами местного самоуправления.

Из имеющегося в деле заключения от 26 декабря 2005 года №147 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере приропользования по Волгоградской области от 26.12.2005 №303 (листы дела 16-22) следует, что выделяемая Обществу для строительства территория  не благоустроена, на ней полностью отсутствует аллей -кустарниковая сеть и наружное освещение. Характер древесно- кустарниковой растительности - поросль из клена татарского, вяза мелколистного, тополя, ивы и отдельно встречающегося ясеня. Все существующие посадки не являются специально высаженными насаждениями с определенным функциональным назначением для озеленения данной территории, а появились в результате самопроизвольного произрастания из растений, высаженных на благоустроенных склонах долины реки Царица. В настоящее время на данной территории практически невозможно отследить наличие эндемичных представителей флоры и фауны. Представляется необходимым на данной территории проведение санитарной вырубки самопроизрастающих насаждений, расчистка территории от влаголюбивых растений, рекультивация земли, для того чтобы сформировать качественный городской ландшафт. Прогнозируемое воздействие размещения объекта в пойме реки Царица является положительным за счет формирования благоустроенной ландшафтно-рекреационной зоны городского назначения, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и социальных условий проживания населения на данной территории и на здоровье жителей города.

Положительное заключение государственной экспертизы № 591-07У08-01 от 10.07.2008 года, данное на Проект «Торгово-развлекательный, спортивно-оздоровительный центр в пойме реки Царица в Центральном и Ворошиловском районах г. Волгограда», говорит о том, что «... породный состав существующих зеленых насаждений на проектируемой территории не соответствует по процентному составу породного ассортимента экологическим требованиям к озелененным территориям общего пользования. Отсутствие систематического полива на данной территории вызвало суховершинность у 60% существующих деревьев. Зеленые насаждения, произрастающие на территориях с отсутствием полива и страдающие суховершинностью, требуют реконструкции на современном уровне паркостроения. Основной ассортимент видового состава зеленых насаждений, существующих на территории проектируемого объекта, не является ценным, не имеет высокодекоративных качеств и не справляется со своими прямыми функциями санитарно-гигиенического назначения».

Кроме того, решением арбитражного суда Волгоградской области от 27.10.2008 года по делу № А12-2734/08, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа 27 января 2009 года, было признано незаконным и недействующим с момента издания решения Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 года № 47/1112 «Об утверждении Генерального плана Волгограда» в части отнесения на основном чертеже Генерального плана Волгограда территории, на которой расположен выделенный Обществу земельный участок, к рекреационной зоне, а не к общественно-деловой.

В связи с изложенным, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемое решение Администрации не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку последнее лишается возможности осваивать выделенный земельный участок по его целевому назначению.

Апелляционная инстанция не принимает довод жалобы Администрации, применительно к рассматриваемой ситуации, что для проведения работ по вынужденному сносу зелёных насаждений требуется согласие Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда, и что при отсутствии названного согласования, является достаточным для отказа в выдаче разрешения на снос зелёных насаждений. Администрация ссылается при этом на подпункт 1.4. пункта 1 распоряжения администрации города Волгограда от 26 мая 2004 года № 2004 года № 422-р «О порядке проведения работ по сносу зелёных насаждений». В соответствии с названной нормой права, согласие Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда должно получаться в случае вынужденного сноса зелёных насаждений.

Однако Общество обратилось за разрешением на проведение работ по сносу зелёных насаждений в порядке подпункта 1.3. пункта 1 названного распоряжения администрации города Волгограда, который не предусматривает получение соответствующего согласия Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Волгограда.

Подпункт 1.3. названного

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 по делу n А57-1495/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также