Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2009 по делу n  А57-4276/08-39. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Саратов                                                                                              Дело №  А57-4276/08-39

Резолютивная часть постановления объявлена    29 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен             29 января 2009 года.

            Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никитина А.Ю.,

судей Агибаловой Г.И., ,Клочковой Н.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябихиной И.А.

при участии в заседании:

Представитель Администрации г. Саратова Ломова А.А., действующая по доверенности от 0707.2008г. №01-02-40/51 (доверенность постоянная)

Представитель Комитета по финансам Администрации города Саратова Рябоконь С.В., действующий по доверенности от 15.12.2008 г. №02-02/680 (доверенность действительна по тридцать первое декабря 2009г.)

Представитель Управления Федерального Казначейства по Саратовской области Алимов Э.К., действующий по доверенности от 19.01.2009г. (доверенность действительна до 31.12.2009г.)

Представитель Министерства финансов Саратовской области Яковлева Н.А., действующая по доверенности от 30.12.2008 г. (доверенность действительна по 31.12.2009г.)

Представитель Правительства Саратовской области  Ильинов Д.В., действующий по доверенности от 16.06.2008г. №1-07-08-1038

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства регионального развития РФ на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 ноября 2008 года по делу № А57-4276/08-39, судья Никульникова О.В.,

по иску администрации г. Саратова, комитета по финансам администрации города, г. Саратов,

к  Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, Министерству регионального развития Российской Федерации,

третье лицо – Абельцева Галина Ивановна

о взыскании убытков в размере 1131646 руб. 80 коп.

  УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратились  Администрация г. Саратова и Комитет по финансам администрации города Саратова в интересах казны субъекта федерации с исковым заявлением о взыскании  с Российской Федерации убытков в размере 1131646 руб. 80 коп.

Интересы казны Российской Федерации в рассматриваемом споре представляли Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, Министерство регионального развития Российской Федерации

Интересы казны субъекта  федерации Саратовской области в суде представляли Правительство Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области.

Признав доказанной сумму понесенных убытков казной Саратовской области, суд решением исковые требования удовлетворил в сумме 1131646 руб. 80 коп. путем взыскания данной суммы с Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В иске к казне Саратовской области было отказано.

Министерство регионального развития РФ с решением  не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель считает, что Министерство регионального развития не является главным распорядителем бюджетных средств, соответственно не должно нести ответственности по возмещению убытков в размере 1131646 руб. 80 коп.

Таким образом, предметом спора является не обоснованность понесенных казной Саратовской области убытков, а неправильное указание в решении лица, который должен представлять казну Российской Федерации в суде.

Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.

В заседание явились представители сторон, кроме представителей Министерства регионального развития Российской Федерации.

Представители ответчика не поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца считает апелляционную жалобу необоснованной и просит решение оставить без изменения.

            Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба  –  удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Абельцев А.А. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 1 группы и имеет право на льготы, предоставленные действующим законодательством для данной категории граждан. 12.01.99 г. Абельцев А.А. принят на учет для улучшения жилищных условий в Администрации Ленинского района г. Саратова по общей очереди под N-2888, a также стоит в льготной очереди под N-9. Он обращался в Администрацию района, Администрацию города, Министерство строительства области с заявлениями о предоставлении жилого помещения. В удовлетворении заявлений отказано.

Для защиты нарушенного права Абельцев А.А. обратился с исковым заявлением в Волжский районный суд г. Саратова об обязании администрации г. Саратова предоставить жилое помещение.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 19 декабря 2003 г. по делу     № 2-1284/2003 на администрацию г. Саратова была возложена обязанность по предоставлению в пользование гр. Абельцеву Анатолию Алексеевичу, являющемуся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на состав семьи 3 человек изолированного благоустроенного жилого помещения отвечающего санитарно-техническим требованиям общей площадью от 64 кв. метров в пределах г. Саратова.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2004 г. в связи со смертью Абельцева А.А. была произведена замена взыскателя на Абельцеву Галину Ивановну.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 18 августа 2005 г. был изменен способ исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова и с администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Абельцевой Г.И. была взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова в размере 1 131 646 (один миллион сто тридцать одна тысяча шестьсот сорок шесть) руб. 80 коп. Данное определение вступило в законную силу 21 сентября 2005г.

Абельцевой Г.И. получены денежные средства в сумме 1 131 646,80 руб., что подтверждается платежным поручением № 785 от 27.09.07 г. и № 847 от 08.10.07 г.

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а так же юридические лица и граждане.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 15.05.91 г. № 1244-1 (в редакции, действующей на момент принятия вышеуказанных судебных актов) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, установленные законом денежные и другие материальные компенсации и льготы гарантируются государством.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 15.05.91 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, гарантируется бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение 3-х месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.

Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на момент вынесения решения Волжского районного суда осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.01г. № 675, в которой предусматривалось строительство жилья и обеспечение им участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно Программе функции государственного заказчика и координатора по ее реализации возложены на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а функции по организации строительства (покупки) жилья и предоставления его нуждающимся участникам последствий аварии на Чернобыльской АЭС по месту жительства - на органы исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.02 г. № 760 «О подпрограмме «Обеспечением жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» была утверждена подпрограмма, согласно которой источником ее финансирования являются средства федерального бюджета.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, то есть является государственными полномочиями, и не является расходным обязательством местных бюджетов.

В соответствии с п.п.2, 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

На момент вынесения решения о предоставлении жилья Абельцевой Г.И. действовал Закона Саратовской области №12-ЗСО 12 марта 1997 года «О предоставлении жилья в Саратовской области».

Согласно статьи 3 Закона Саратовской области от 30.01.98 г. № 2-ЗСО «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в соответствии с принципом финансовой и ресурсной обеспеченности передаваемых полномочий.

В соответствии со статьей 11 Закона Саратовской области от 30.01.98 г. № 2-ЗСО «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями» органам местного самоуправления гарантируется материально-финансовая обеспеченность переданных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно статьи 84 Бюджетного кодекса РФ расходы, понесенные в результате исполнения федерального законодательства, компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений льготной категории граждан, по смыслу ст. 132 (ч. 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации) и обеспечивает его финансовую устойчивость. Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статья 11 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ, определяет, что органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции высказанной Пленумом ВАС РФ в пункте 18 постановления от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» судам рекомендовано учитывать, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2009 по делу n А57-16768/08-21. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также