Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2009 по делу n А12-824/2007. Изменить решение

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

                                                                             

                                                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е          

г. Саратов                                                                            Дело № А12-824/2007-С30

Резолютивная часть постановления объявлена  27 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен           30 января  2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,

судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.,

при  участии в заседании  представителей участников процесса:

от истца – Годованюк Юрия Николаевича, действующего на основании доверенности от 18 января 2009 года,

от иных лиц – нет, (уведомления  о вручении почтовых отправлений адресатам   приобщены к материалам дела)

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу от 10 октября 2008 года №15-07/179 Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград, от имени Министерства финансов Российской Федерации,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2008 года по делу №А12-824/2007-С30 (судья Назаревская В.В.)

по иску муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети Дзержинского района г. Волгограда», г. Волгоград,

к ответчикам:

1. комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

2. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,

3. департаменту финансов города Волгограда, г.Волгоград,

Третьим лицам:

1. Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, г.Волгоград,

2. администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

3. администрации Волгограда, г. Волгоград,

4.муниципальному учреждению Жилищного коммунального хозяйства Дзержинского района г. Волгограда, г. Волгоград,

5.территориальному управлению Управления социальной защиты населения Дзержинского района города Волгограда, г. Волгоград,

6.Управлению социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

7.департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда, г. Волгоград,

8.Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда, г. Волгоград,

9.открытому акционерному обществу «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда», г.Волгограда,

о возмещении убытков, возникших у предприятия в связи с предоставлением определенным категориям граждан льгот, предусмотренных Законом.

В ходе судебного заседания судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с  10 час. 20 мин. 20 января 2009 года до 10 час. 15 мин. 27 января 2009 года

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось МУП «Тепловые сети» Дзержинского района г. Волгограда с исковым заявлением к комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, третьим лицам: Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, о взыскании убытков в размере - 2908966 рублей.

Иск основан на положениях статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия органов государственной власти, должен быть возмещен за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Определением суда первой инстанции от 21 февраля 2007 года, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление Управления социальной защиты населения Дзержинского района города Волгограда, Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района г. Волгограда, администрация Волгограда, администрация Волгоградской области,  в качестве ответчиков: Министерство финансов Российской Федерации,  департамент финансов администрации г. Волгограда (т.1 л.д.110).

Определением суда первой инстанции от 3 апреля 2007 года, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации г. Волгограда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Волгограда, открытое акционерное общество «ИВЦ ЖКХ и ТЭК Волгограда» (т.2 л.д.141-145).

Истец, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил основания и размер исковых требований, заявив  о взыскании  с ответчиков, в возмещение убытков в сумме 3076409,64 рублей от предоставления льгот населению в соответствии с законами:

ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» -334545 руб.32 коп.;

Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов», - 96,87 рублей;

Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. «О предоставлении льгот многодетным семьям» - 75783, 14 рублей;

ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» - 12778,49 рублей;

 ФЗ РФ «О реабилитации  жертв политических репрессий» - 499431,25 рублей;

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 2065033,75 рублей; - а всего на сумму 2564465,17 рублей;

по льготам, предусмотренным Решением Волгоградского областного Совета народных депутатов от 11 июня 1992 года №15/186 «О правовой и социальной защите  семей военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время», в размере 88739,82 рублей (т.4 л.д.35-37).

Решением  арбитражного суда Волгоградской  области от 22 сентября 2008 года с казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, в пользу    Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Дзержинского района взысканы убытки, связанные с предоставлением льгот по уплате услуг гражданам в размере 2 987 669,99 рублей. В иске к Комитету финансово-бюджетной политики и казначейства администрации Волгоградской области, Департаменту финансов администрации города Волгограда  в остальной части отказано (т.4 л.д.47-50)

Министерство финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области  с решением арбитражного суда Волгоградской  области от 22 сентября 2008 года не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания с казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ, в пользу истца  2987669,99 рублей отменить и принять новый судебный акт, которым в иске к казне Российской Федерации, в лице Министерства финансов РФ,  отказать.

Управление Федерального казначейства по Волгоградской области  считает решение незаконным и подлежащим отмене по основаниям,  изложенным в апелляционной жалобе: о необходимости применения срока исковой давности, недоказанности иска, полном исполнении своих обязательств федеральным бюджетом.

            Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, апелляционный суд находит, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит  изменению в части.

Как следует из материалов дела, истец ссылается на то, что в результате предоставления льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.91г. № 1244-1 в ред. от 24.11.95г. № 179-ФЗ у него возникли убытки в размере 334545,32 рублей;  в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.93г. № 5142-1 возникли убытки в размере  96,87 рублей; в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.92г. № 431 возникли убытки в размере 75783,14 рублей;  в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 09.01.97г. № 5-ФЗ возникли убытки в размере 12779,49 рублей, всего – 423 204,82 рублей.

Кроме того, истцом заявлены требования  о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот гражданам, финансируемым из областного бюджета, а именно; сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.91г.- 499431,25 рублей; сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95г. № 181-ФЗ -2065033,75 рублей; сумма убытков в связи с недофинансированием расходов на предоставление льгот в соответствии с Решением Волгоградского областного Совета народных депутатов от 11.06.1992 года № 15/186 «О правовой и социальной защите семей военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время» - 88739,82 рублей, всего -  2 653 204,99 рублей.

Удовлетворяя заявленные требования,  суд первой инстанции, исходил из того, что факт и размер убытков, понесенных истцом, подтвержден материалами дела, за исключением убытков, возникших в связи с недофинансированием расходов в соответствии с решением Волгоградского областного Совета народных депутатов № 15/186 от 111.06.1992 года «О правовой и социальной защите семей военнослужащих срочной службы, погибших в армии в мирное время» на сумму 88739,82 рублей.

В соответствии с пунктом 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ",  если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным актом, обязанности по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагаются на субъект, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

Таким образом, поскольку реализация названых федеральных законов на территории Волгоградской области не была обеспечена передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта Российской Федерации в форме субвенции, суд сделал  обоснованный вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу за 2003 – 2004 года является Российская Федерация в лице Минфина Российской Федерации, который был привлечен в качестве ответчика -21 февраля 2007 года.

 Предметом требований по данному делу в силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытки (реальный ущерб), которые могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.

Материалами дела подтверждено отсутствие выделения субъекту РФ достаточных денежных средств для исполнения  федерального законодательства в части предоставления льгот в 2003 и 2004 годах.

На день рассмотрения дела судом убытки истцу не возмещены.

Судом первой инстанции была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза, по заключению которой эксперт подтвердил возникновение убытков у истца, возникших от оказания услуг льготным категориям граждан, определил суммы убытков по перечисленным категориям граждан, на основании представленной документации,    в том числе  первичной бухгалтерской документации.

Заключение экспертизы было сделано на основании следующих представленных предприятием документов: сведений ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» «Выпадающие доходы по льготным категориям граждан»; формы 26-ЖКХ, «Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг»; договоров на услуги по отоплению, горячему водоснабжению, бухгалтерской отчетности за 2003-2004 годы; справок о фактическом финансировании, сведений о фактическом предоставлении льгот, актов сверок.

По заключению экспертизы общая сумма не возмещенных расходов предприятия, возникших при предоставлении льгот, предусмотренных вышеуказанными законами, составила 3074450 рублей 22 копеек (т.3 л.д.123).

Поскольку истцом в материалы дела представлены документы подтверждающие его фактические затраты по оказанию услуг льготникам, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований,   что соответствует    материалам    дела    и    требованиям    процессуального    законодательства.

Судом первой инстанции установлено, что Министерством финансов РФ не представлено доказательств финансирования субъекта Федерации - Волгоградской области для возмещения неполученных истцом доходов.

Из материалов дела следует, что Волгоградской областью в лице финансового органа принимались должные меры, направленные на получение такого финансирования из федерального бюджета. Отсутствие должного финансирования Волгоградской области на компенсацию расходов на исполнение Федеральных законов подтверждается и протоколом сверки в Министерстве финансов Российской Федерации исходных данных для расчета объема финансовой помощи бюджету Волгоградской области на 2004 год.

При вынесении решения суд первой инстанции правомерно сослался на положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Вместе с тем, судом первой инстанции не было рассмотрено заявление ответчика, Министерства Финансов Российской Федерации, о применении срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица,

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2009 по делу n А12-14996/08-С65. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также