Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу n А12-19550/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-19550/2015

 

03 ноября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен  03 ноября 2015 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,

при участии в заседании:

от Департамента по образованию администрации Волгограда - Парфенова Елена Геннадиевна, действующая по доверенности от 02.06.2015 № 9,

от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - Сиделева Елена Валентиновна, действующая по доверенности от 06.10.2015, Берко Людмила Николаевна, действующая по доверенности от 14.07.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по образованию администрации Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444053627, ОГРН 1023403430093)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года по делу № А12-19550/2015 (судья Стрельникова Н.В.)

по заявлению Департамента по образованию администрации Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444053627, ОГРН 1023403430093) к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (г. Волгоград)

о признании недействительным представления

заинтересованное лицо: Комитет образования и науки Волгоградской области (г. Волгоград)

 

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент по образованию администрации Волгограда (далее – заявитель, департамент) с заявлением о признании недействительным представления территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области) от 03.04.2015 № 07-42/15/07-14-06/1151.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет образования и науки Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент по образованию администрации Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представители ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области считают решение суда первой законным, обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 26 сентября 2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Комитета образования и науки Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 20.10.2015, объявлялся перерыв до 27.10.2015 года до 11 часов 20 минут.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Департамента по образованию администрации Волгограда, территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 26.02.2015 по 18.03.2015 ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области на основании плана контрольных мероприятий на 2015 год в соответствии с приказом 25.02.2015 № 20-рп проведена плановая выездная проверка Департамента по образованию администрации Волгограда по вопросу использования в 2012-2014 годах субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы «Доступная среда», в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

По результатам проверки  было установлено, что Департаментом как уполномоченным органом Волгограда не производился возврат неиспользованного по состоянию на 01.01.2015 остатка средств субсидии в доход областного бюджета в сумме 38 477 934 рублей. У муниципального образования городской округ город- герой Волгоград по состоянию на 01.01.2015 имелся остаток субсидии из федерального бюджета, выделенной в 2014 году на реализацию государственной программы «Доступная среда», на общую сумму 38 477 934 рублей на счетах муниципальных образовательных учреждений Волгограда.

По итогам проверки составлен акт выездной проверки от 18.03.2015, в котором зафиксированы нарушения бюджетного законодательства и в адрес Департамента вынесено представление 03.04.2015 № 07-42/15/07-14-06/1151 с требованием принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений.

Не согласившись с вынесенным представлением, Департамент обратился в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, а также о том, что представление ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области не возлагает на Департамент какие-либо обязательные для исполнения обязанности, и не создает иных препятствий для осуществления иной экономической деятельности. Указанная в нем информация и требования носят общий характер и не могут повлиять на осуществление экономической деятельности заявителя. Само по себе представление не влечет для заявителя нарушения каких-либо его прав и законных интересов.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.

При рассмотрении спора судами установлено, что в проверяемом периоде на территории Волгоградской области реализовывались программы, направленные на формирование на территории Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов:

- долгосрочная областная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 08.11.2010 № 537-п (утратила силу с 29.04.2014);

- государственная программа Волгоградской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2014 - 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 № 805-п (далее - Программа от 30.12.2013 № 805-п).

В перечень мероприятий Программы от 30.12.2013 № 805-п включены мероприятия в сфере образования и науки по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной инфраструктуры 2.1.2.3. «В государственных образовательных организациях Волгоградской области (оборудование пандусами и поручнями входных групп, приспособление санитарно-гигиенических помещений, оборудование зданий информационными тактильными табличками)» со сроком исполнения - 2014 год.

Приказом Департамента от 17.07.2014 № 432 «Об утверждении плана мероприятий по реализации государственной программы «Доступная среда» утвержден план мероприятий по реализации программы на 2013 год, приказом определены 26 базовых образовательных учреждений по реализации государственной программы «Доступная среда», также утвержден План мероприятий по реализации государственной программы «Доступная среда» в муниципальной системе образования Волгограда на 2014-2015 годы (с учетом изменений внесенных приказом Департамента от 09.12.2014 № 835).

Согласно распределению субсидии, утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 24.11.2014 № 16-п «О предоставлении и расходовании в 2014 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов» (далее - постановление Правительства Волгоградской области от 24.11.2014 № 16-п), бюджету Волгограда выделена субсидия из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Доступная среда» в сумме 39 958 400 рублей.

Между министерством образования и науки Волгоградской области (далее - Минобрнауки Волгоградской области) и Департаментом заключено Соглашение от 23.12.2014 № 18 о предоставлении в 2014 году субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, бюджету Волгограда от 23.12.2014 № 18 (далее - Соглашение от 23.12.2014 № 18). В п.2.3.6. Соглашения от 23.12.2014 № 18 установлено освоение субсидии до 31.12.2014, а п.2.3.7. - обеспечение возврата в доход областного бюджета остатка использованной субсидии в установленном порядке.

Согласно платежному поручению от 26.12.2014 № 94 от Минобрнауки Волгоградской области администратору доходов бюджета Волгограда - Департаменту поступила субсидия на проведение мероприятий по формированию в Волгоградской области сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 24.11.2014 № 16-п в сумме 39 958 400 рублей.

Средства субсидии в сумме 39 958 400 рублей зачислены на лицевой счет Департамента - администратора доходов бюджета № 04293007470, что подтверждается выпиской от 26.12.2014.

Указанные средства субсидии были доведены Департаментом подведомственным распорядителям бюджетных средств - 8 территориальным управлениям Департамента, которые, в свою очередь, на основании заключенных соглашений перечислили средства субсидии 26 муниципальным образовательным учреждениям Волгоград.

Территориальным управлением Росфиннадзора Департаменту оспариваем представлением вменяется нарушение  части 5 статьи 242 БК РФ, согласно которой  не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Проверкой установлено, что у муниципального образования городской округ город - герой Волгоград по состоянию на 01.01.2015 имелся остаток субсидии из федерального бюджета, выделенной в 2014 году на реализацию государственной программы «Доступная среда», на общую сумму 38 477 934 рублей на счетах муниципальных образовательных учреждений Волгограда и Департамент как уполномоченный орган Волгограда не произвел возврат неиспользованного по состоянию на 01.01.2015 остатка средств субсидии в доход областного бюджета в сумме 38 477 934 рублей.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, соглашаясь с выводами ТУ Росфиннадзора, изложенными в оспариваемом представлении, необоснованно не принял во внимание положения пункта 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее Федеральный закон № 83-ФЗ), согласно которым, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет.

Вместе с тем, вторая часть пункта 18 статьи 30 указанного закона, в редакции  Федерального закона от 28.12.2013 № 418-ФЗ, действующей в период спорных правоотношений, дает право бюджетным учреждениям, указанные остатки средств, использовать бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего   функции   и   полномочия   учредителя   бюджетного учреждения. При этом указанная норма, в отличие от ранее действующей редакции,  не содержит требования об обязательном возврате неиспользованных денежных средств в соответствующий бюджет.

Действующая ранее редакция второй части пункта 18 статьи 30  Федерального закона № 83-ФЗ содержала обязательное условие возврата остатков средств, перечисленных бюджетным учреждениям, в соответствующий бюджет, и возможность последующего их возврата бюджетным учреждениям в очередном финансовом году

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по делу n А12-18559/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также