Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А12-12723/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 =============================================================== Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Саратов Дело № А12-12723/2008-36 24 ноября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Акимовой М.А., судей Александровой Л.Б., Лыткиной О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (г.Урюпинск Волгоградской области ) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2008 года по делу № А12-12723/2008-с36 (судья Селезнёв И.В.) по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Урюпинский» (х.Дьяконовский Урюпинского района Волгоградской области) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (г. Урюпинск Волгоградской области) о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801, УСТАНОВИЛ: В Арбитражный суд Волгоградской области обратился Сельскохозяйственный производственный кооператив «Урюпинский» (далее – СПК «Урюпинский», налогоплательщик, заявитель) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области, налоговый орган,) с заявлением о признании незаконными действий по ограничению возможности распоряжаться имуществом, признании недействительными инкассовых поручений от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801. Впоследствии заявитель уточнил требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ и просил признать незаконными действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801 и обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Волгоградской области отозвать указанные инкассовые поручения. Решением суда первой инстанции требования СПК «Урюпинский» удовлетворены в полном объеме. Действия Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области по выставлению на расчетный счет инкассовых поручений от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801 признаны незаконными. Суд обязал Межрайонную ИФНС России № 7 по Волгоградской области отозвать инкассовые поручения от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801. С налогового органа в пользу СПК «Урюпинский» взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 рублей, судебные издержки в сумме 10 000 руб. Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить его по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. СПК «Урюпинский» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Представители лиц, участвующих в деле, в заседание не явились. О месте и времени рассмотрения указанные лица извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 410031 07 92452 8 (заявитель), № 410031 07 92453 5 (налоговый орган). СПК «Урюпинский» заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 24 октября 2006 года Арбитражным судом Волгоградской области вынесено решение о признании Сельскохозяйственного производственного кооператива «Урюпинский» банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства сроком на двенадцать месяцев (л.д. 21). 15 ноября 2007 года Арбитражный суд Волгоградской области вынес определение о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев, начиная с 25.10.2007 (л.д.22). 02 июня 2008 года Арбитражный суд Волгоградской области вынес определение о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев с 26.04.2008 (л.д. 23). Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области в адрес СПК «Урюпинский» выставлено требование № 212454 от 05.06.2008 об уплате единого социального налога в сумме 1638 руб., обязанность по уплате которого наступила 15.01.2008, и налога на имущество в сумме 5634 руб., обязанность по уплате которого наступила 31.03.2008, в срок до 27.06.2008 (л.д. 53-54). Данное требование СПК «Урюпинский» не исполнено, в связи с этим налоговым органом в адрес заявителя 17.07.2008 выставлены инкассовые поручения № 46798, № 46799, № 46800, № 46801 (л.д. 24-27). Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области по выставлению указанных инкассовых поручений, СПК «Урюпинский» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными и отзыве инкассовых поручений. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что действия налогового органа незаконны, поскольку суммы, указанные в оспариваемых инкассовых поручениях, являются требованиями по текущим платежам, не подлежат включению в реестр требований кредиторов, вопрос об их взыскании решается конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве, а не самостоятельно инспекцией. Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям. В силу статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127- ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, погашаются за счет конкурсной массы вне очереди. Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 15.12.2004 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Пунктом 1 статьи 8 НК РФ установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Как следует из материалов дела, срок уплаты единого социального налога в сумме 1638 руб. и налога на имущество в сумме 5634 руб. наступил 15.01.2008 и 31.03.2008 соответственно, то есть после открытия конкурсного производства, что налоговым органом не оспаривалось. Доказательств обратного суду налоговым органом не представлено (л.д. 53-54). Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования об уплате единого социального налога в сумме 1638 руб. и налога на имущество в сумме 5634 руб. как требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества заявителя. Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 47 постановления от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, такие требования удовлетворяются вне очереди, однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 17.07.2008 № 46798, № 46799, № 46800, № 46801, поскольку вопрос о взыскании обязательных платежей решается не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Апелляционная коллегия также считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции в части взыскания с Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области судебных издержек в суме 10 000 руб. и государственной пошлины в сумме 3 000 руб. Довод налогового органа о неразумности и несоразмерности взысканных сумм на оплату услуг представителя является необоснованным и недоказанным. Согласно положениям статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Пунктом 2 статьи 110 АПК РФ установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. Как следует из материалов дела, 25 июля 2008 года между СПК «Урюпинский» и индивидуальным предпринимателем Двужиловым Сергеем Александровичем заключен договор № 2-08 на оказание юридических услуг. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора индивидуальный предприниматель Двужилов С.А. осуществляет ведение дела о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области. Ведение дела, согласно договору, включает в себя: составление и подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб, представление интересов в суде первой и второй инстанции, оказание юридической помощи в процессе осуществления исполнительного производства. Пунктом 3.1 данного договора установлена стоимость работ по договору, которая составила 10 000 рублей. Оплата услуг представителя во исполнение договора от 25.07.2008 № 2-08 подтверждается приобщенным к делу платежным поручением от 28.07.2008 № 15. Таким образом, апелляционная коллегия считает установленным факт оказания юридических услуг в соответствии с указанным договором. Фактическая оплата оказанных юридических услуг подтверждена документально и не ставится под сомнение налоговым органом. Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в статье 110 АПК РФ, является оценочной категорией. Исходя из положений Конституции России, предусматривающих право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), и гарантирующих каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), каждое лицо свободно в выборе судебного представителя и любое ограничение в его выборе будет вступать в противоречие с Конституцией России. Данное положение отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 года, в котором сделан вывод о том, что реализации права на судебную защиту наряду с другими правовыми средствами служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции России), а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве - доступ к правосудию. Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счёт проигравшей стороны в разумных пределах. При этом чрезмерность расходов должна доказывать противная сторона. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.12.2004 № 454-О указал, что суд не вправе уменьшать произвольно сумму подлежащих взысканию расходов на юридическую помощь, если другая сторона не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Апелляционная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае налоговым органом не представлены надлежащие доказательства. Налоговый орган при рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов не Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу n А57-18541/08-38. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|