Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А06-3612/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-3612/2015

 

18 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                           Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2015 года                по делу № А06-3612/2015 (судья Бочарникова Г.Н.)

по иску Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488, адрес местонахождения: 400074, г. Волгоград, ул. им. Огарева, 15)

к обществу с ограниченной ответственностью «РУССОЛЬ» (ИНН 5611055980, ОГРН 1085658025650, адрес местонахождения: 460009, г. Оренбург, ул. Цвиллинга, д. 61/1)

о взыскании государственной пошлины за ранее выданные удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности специалистам организации в размере 63 200 рублей,

при участии в судебном заседании представителей:

Нижне-Волжского управления Ростехнадзора – не явился, извещено,

ООО «РУССОЛЬ» – не явился, извещено,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РУССОЛЬ» (далее – ООО «РУССОЛЬ») о взыскании государственной пошлины за ранее выданные удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности специалистам организации в размере 63 200 рублей.

В ходе судебного разбирательства в предварительном судебном заседании Нижне-Волжское управление Ростехнадзора заявило устное ходатайство об уменьшении суммы заявленных требований и просило суд взыскать с ООО «РУССОЛЬ» государственную пошлину за ранее выданные удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности специалистам организации в размере 36 800 рублей (т. 1 л.д. 111).

Решением от 16 июля 2015 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении иска отказал.

Нижне-Волжское управление Ростехнадзора не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить,  принять по делу новый судебный акт, которым восстановить срок подачи заявления о взыскании государственной пошлины, признав причины пропуска срока уважительными.

ООО «РУССОЛЬ» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда сотавить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Нижне-Волжское управление Ростехнадзора извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления №  99876 2), явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

ООО «РУССОЛЬ» извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления №  99877 9), явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 20.08.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 29.01.2010 по 01.08.2012 специалистам общества с ограниченной ответственностью «РУССОЛЬ» территориальной аттестационной комиссией Нижне-Волжского управления Ростехнадзора были выданы удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности.

За выдачу указанных удостоверений у общества образовалась задолженность по уплате государственной пошлины в размере 63 200 рублей.

При проведении аттестации государственная пошлина ООО «РУССОЛЬ» уплачена не была, требование Управления от 29.05.2014 о погашении задолженности по уплате государственной пошлины ответчиком не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В связи с частичной уплатой Обществом государственной пошлины в сумме 26 400 руб. (за аттестацию 2011-2012), Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора заявлено ходатайство об уменьшении суммы заявленных требований и взыскании с ООО «РУССОЛЬ» государственной пошлины за ранее выданные удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности специалистам организации в размере 36 800 руб.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент обращения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в арбитражный суд срок на взыскание государственной пошлины за 2010 год истек, о чем было заявлено Обществом.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.   

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что ни налоговое законодательство, ни Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не наделяет органы Ростехнадзора полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (далее - Положение №401), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений является. Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно пункту 5.9 Положения № 401, Ростехнадзор организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения № 401, Ростехнадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2015 № 2 «Об осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, территориальными органами федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» утвержден перечень территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, в соответствии с которым на Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета (приложение № 1 к приказу).

Этим же приказом за территориальными управлениями по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора закреплены источники доходов федерального бюджета, в том числе денежные средства, поступившие от уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации (приложение № 3 к приказу).

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Управление как администратор доходов, в том числе в отношении государственной пошлины, правомерно обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон №116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) под сбором понимался обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Из содержания статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса выдача документов (их дубликатов), в том числе аттестатов, свидетельств либо иных документов, подтверждающих уровень квалификации, приравнивается к юридически значимым действиям.

Статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации определены сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Пунктом 72 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент выдачи удостоверений об аттестации, определено, что за выдачу уполномоченными органами аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, подлежит уплате государственная пошлина в размере 800 рублей.

Исходя из указанных положений налогового законодательства, Общество должно было уплатить государственную пошлину за выдачу аттестатов в области промышленной безопасности до подачи в Управление соответствующих документов и до выдачи удостоверений об аттестации.

Обязанность по уплате государственной пошлины за выданные в 2010 году удостоверения об аттестации в сумме 36 800 руб. Общество не исполнило, что им не отрицается, вместе с тем Общество указывает на пропуск Управлением срока исковой давности.

Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, правомерно исходил из пропуска трехлетнего срока на обращение в суд.

Пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый в том числе с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (статья 8 Кодекса).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ), а обязанность по их уплате прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 2 статьи 44 НК РФ);

При этом срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется в том числе указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено (пункт 1 статьи 6.1 Кодекса), а его течение начинается на следующий

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по делу n А12-20741/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также