Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу n А06-12016/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-12016/2014

 

12 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.

                                                          

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования «Володарский район», Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2015 года по делу № А06-12016/2014 (судья Соколова А.М.),

по иску Администрации муниципального унитарного предприятия «Володарский район» (ОГРН 1023001538780, ИНН 3002001686)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области (ОГРН 1023000851719)

о взыскании убытков

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

 

В арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального унитарного предприятия «Володарский район» с иском к ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 29.949 руб. 47 коп.

Решением от 20 мая 2015 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-12106/2014 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход Муниципального образования «Володарский район» в лице Администрации Муниципального образования «Володарский район» взыскана сумма убытков в размере 18.767 руб. 40 коп.

 В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования «Володарский район» и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Администрация муниципального образования «Володарский район» не согласна с выводом суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности по части требований.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области полагает, что материалами дела не доказано наличие вины ответчика и обязанность по возмещению убытков.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Володарского районного суда Астраханской области от 05.12.2012 в пользу Уразамбетова Ж.М. с администрации Муниципального образования «Володарский район» Астраханской области взыскано 29.949 руб.47 коп. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за период 2010-2011 годы, не предоставленной медицинскому работнику ГБУЗ «Володарская центральная районная больница», в виде мер социальной поддержки.

Указанное судебное решение вступило в законную силу 09.01.2013 г.

Платежным поручением от 06.02.2013 №3573337 администрацией МО «Володарский район» решение суда исполнено, денежные средства в сумме 29.949 руб. 47 коп. перечислены Уразамбетовой Ж.М.

Полагая, что данные расходы являются убытками, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей: имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Пунктом 50 ст. 35 Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в ст. 63 Основ законодательства внесены изменения. В частности, ч. 2 данной статьи, закреплявшая право медицинских работников, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу; статья дополнена частями 4, 5, 6. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Так, согласно частям 4, 5 и 6 ст. 63 Основ законодательства (в редакции Закона №122-ФЗ), меры социальной поддержки медицинских работников федеральных i специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

До 01.01.2012 МУЗ «Володарская ЦРБ» находилась в ведении Администрации МО «Володарский район».

В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 05.12.2011 №533 - Пр «О приеме в государственную собственность Астраханской области муниципального учреждения здравоохранения «Володарская центральная районная больница» и на основании акта приема-передачи от 29.12.2011 из муниципальной собственности Володарского района в государственную собственность Астраханской области передан имущественный комплекс Володарской больницы.

Согласно распоряжению Министерства здравоохранения Астраханской области от 30.01.2012 №26р «Об организационных мероприятиях, связанных с переименованием государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области» МУЗ «Володарская ЦРБ» переименована в ГБУЗ Астраханской области «Володарская ЦРБ».

В п. 18 Постановления Пленума N 23 разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с п. 19 данного Постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Из ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 №52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" следует, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных п.2 ст. 63 Основ законодательства, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Между тем ст.26.3 Федерального закона от 06Л0Л999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно ст. 15 Закона №131-Ф3 вопросы социальной поддержки медицинских работников не отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом №131-Ф3 к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (пункты 1, 5 ст. 19, пункт 3 ст. 20 Закона Я2131-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия, в частности, федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Законом Х2131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов         местного самоуправления          отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия, в частности, муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и такие расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти (пункты 1,2 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 №5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

При таких обстоятельствах передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

Таким образом, право на получение данных льгот являлось гарантией, носящей компенсационный характер.

Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Законом №122-ФЗ данную льготу, законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами ранее предоставленных прав.

Администрация МО «Володарский район» в 2010 году обращалась в Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 23.06.2010 №2-507) с просьбой решить вопрос о возмещении расходов муниципального образования на оплату жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам за 2008, 2009 и 1 квартал 2010 года, в связи с отсутствием собственных доходов.

Между тем, письмом от 30.07.2010 №06-05-37/1-13 Министерством финансов Российской Федерации в лице Департамента межбюджетных отношении было отказано в возмещении

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу n А57-29264/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также