Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А12-7049/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-7049/2015

 

30 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уютный Дом» (404122, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 4, ИНН 3435303550, ОГРН 1133435001358)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2015 года      по делу № А12-7049/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Пономарев А.В.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уютный Дом» (404122, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 4, ИНН 3435303550, ОГРН 1133435001358)

к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 46)

заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Единый расчётно-информационный центр» (404122, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Свердлова, д. 46, ИНН 3442094931, ОГРН 1073459009744)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Уютный Дом» (далее – ООО «Уютный  Дом», заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее – инспекция, административный орган, налоговый орган) от 18 февраля 2015 года № 17-78/028 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Уютный Дом» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 410031 84 91944 8, №410031 84 91943 1, конвертами с уведомлениями о вручении почтовых отправлений №410031 84 91942 4, №410031 84 91945 5. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 30 мая 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании поручения от 06 февраля 2015 года № 11 налоговым органом проведена проверка соблюдения ООО «Уютный Дом» законодательства Российской Федерации о деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами, использования специальных банковских счетов для осуществления расчётов за период с 01 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года.

В ходе проверки установлено, что в рассматриваемом периоде при осуществлении расчётов по денежным средствам, оплаченным потребителями за оказанные ООО «Уютный Дом» коммунальные услуги через платёжного субагента федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России»), на сумму 231 327,77 рубля поставщиком не использовался специальный банковский счёт.

Таким образом, денежные средства в размере 231 327,77 рубля не зачислены ООО «Уютный Дом» на специальный банковский счёт.

Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем части 18 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее – Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ).

Административным органом допущенное нарушение квалифицировано по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как неиспользование поставщиком специального банковского счёта для осуществления расчётов.

12 февраля 2015 года в присутствии законного представителя заявителя директора ООО «Уютный Дом» Пронина А.В. составлен протокол № 17-78/028, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1 л.д.46-49).

18 февраля 2015 года административным органом вынесено постановление № 17-78/028 о привлечении ООО «Уютный Дом» к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т.1 л.д.10-14). О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещён надлежащим образом, что подтверждено материалами дела (т.1 л.д.45).

Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и о его отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «Уютный Дом», соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

По мнению заявителя, изложенному в апелляционной жалобе, вина заявителя во вменённом правонарушении отсутствует, ООО «Уютный Дом» иначе как на расчётный счёт денежные средства возможности получать не имело, поскольку общество с ограниченной ответственностью «Единый расчётно-информационный центр» (далее – ООО «ЕРИЦ») (платёжный агент) в своих расчётах специальные банковские счета не использует, а в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ на специальный банковский счёт поставщика денежные средства могут быть зачислены только со специального счёта агента, то есть ООО «ЕРИЦ». Заявитель считает, что в рассматриваемом деле фактическими обстоятельствами не подтверждено наличие правоотношений при переводе денежных средств в рамках Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ.

Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы – подтверждёнными собранными по делу доказательствами.

Согласно части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ, банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются отношения в области финансов, налогов и сборов.

Объективной стороной правонарушения является в том числе неиспользование поставщиками специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов.

Субъектом правонарушения является в том числе поставщик.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В пунктах 1-5 статьи 2 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ определены следующие понятия:

поставщик – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платёжному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платёжный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент;

оператор по приёму платежей – платёжный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц;

платёжный субагент – платёжный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приёму платежей договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ под деятельностью по приёму платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признаётся приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.

Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ, поставщик при осуществлении расчётов с платёжным агентом при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ получение поставщиком денежных средств, принятых платёжным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 данного Федерального закона, не допускается.

Положением Центрального банка Российской Федерации от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» предусмотрен счёт № 40821 – «Специальный банковский счёт платёжного агента, банковского платёжного агента (субагента), поставщика». Его назначение – специальный банковский счёт, открываемый платёжным агентам, банковским платёжным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что между ООО «Уютный Дом» и ООО «ЕРИЦ» заключён агентский договор от 01 мая 2013 года № 55/А-13.

Согласно пункту 1.1 договора Принципал (ООО «Уютный Дом») поручает, а Агент (ООО «ЕРИЦ») принимает на себя, в частности, обязательство по организации приёма и перечисления денежных средств от потребителей за соответствующие виды услуг, а также прочих платежей.

В соответствии с пунктом 4.5 договора стоимость услуг Агента по организации приёма и перечисления денежных средств определяется исходя из суммы оплаты населением с первого по последнее числа месяца и отражается в акте выполненных работ. Расчёт агентского вознаграждения по организации приёма и перечисления денежных средств производится от суммы каждого платежа, при этом в акте выполненных работ указывается общая сумма агентского вознаграждения за месяц.

ООО «ЕРИЦ» по данному договору выступает в качестве платёжного агента, в свою очередь, ООО «Уютный Дом», получающее денежные средства плательщика за предоставление коммунальных услуг, является поставщиком услуг.

В проверяемый период с 01 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с договором от 01 мая 2013 года № 55/А-13 на расчётный счёт поставщика № 40702810100000939200, 40702810100000939201 в ОАО АКБ «НЗБанке» зачислены платежи на общую сумму 1 151 851,90 рубля, принятые от населения в целях исполнения

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А12-5184/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также