Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А12-45236/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-45236/2014

 

16 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества «Межрегиональная энергетическая сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» - Дебелов А.А., доверенность от 29.12.2014 № 5-15,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная энергетическая сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 10 февраля 2015 года по делу № А12-45236/2014 (судья Наумова М.Ю.),

по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная энергетическая сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» ИНН 6164266561, ОГРН 10764009096 (г. Волгоград)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210 (г. Волгоград)

о признании незаконным решения и предписания,

заинтересованное лицо: Капенкина Елена Александровна (г. Волгоград),

 

УСТАНОВИЛ:

                                                                        

 открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ОАО «МРСК Юга» «Волгоградэнерго», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, управление, антимонопольный орган) от 10.11.2014 по делу № 14-01-10-04/555 о нарушении антимонопольного законодательства.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Капенкина Елена Александровна.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 10 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФАС по Волгоградской области считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 20 мая 2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Капенкиной Елены Александровны, представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 29.07.2014 года Капенкина Е.А. обратилась в УФАС по Волгоградской области с жалобой (вх. № 6440) на нарушение ОАО «МРСК Юга» сроков технологического присоединения по договору о технологическом присоединении от 23.11.2012 № 11304-12-00109015-1 (далее договор технологического присоединения).

При проверке доводов, изложенных в жалобе, антимонопольным органом  было установлено, что ОАО «МРСК Юга» во исполнение обязательств по договору технологического присоединения разработало и утвердило техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение строительных площадок, расположенных в Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Любимая, 29, 34, 36, Городской РЭС» от 05.03.2013 №73-ТПП. Проект «Электроснабжение строительных площадок, расположенных в Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Любимая, 29, 34, 36, Городской РЭС» утвержден приказом филиала ОАО «МРСК Юга»-«Волгоградэнерго» от 21.03.2014 № 1400-П/258.

Исходя из представленных документов, антимонопольным органом установлено, что общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»), направленных на исполнение договора о технологическом присоединении от 23.11.2012 № 11304-12-00109015-1 с Капенкиной Е.А., составил 2 года с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения..., пункту 18 Правил технологического присоединения, согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 15 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Волгоградской области 10.11.2014 принято решение № 14-01-10-04/555, которым ОАО «МРСК Юга» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                       № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неисполнения договора технологического присоединения от 23.11.2012 № 11304-12-00109015-1, заключенного с Капенкиной Е.А.

На основании указанного решения ОАО «МРСК Юга» выдано предписание  № 14-01-10-04/555, которым УФАС по Волгоградской области обязало ОАО «МРСК Юга» осуществить фактическое присоединение объекта (строительной площадки, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Любимая, 36), принадлежащего  Капенкиной Е.А. к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» в срок – 45 календарных дней.

Не согласившись с принятыми решением и предписанием, заявитель обратился в суд с изложенными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что ОАО «МРСК Юга», являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении гражданки Капенкиной Е.А. нарушило требование подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившиеся в не выполнении мероприятий по технологическому присоединению более 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов заявителя, выразившихся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                       № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения  договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ  или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением  арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из  системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской  Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий  (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или  угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий  предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года                    № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике») территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

ОАО «МРСК Юга» (филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») является сетевой организацией и, следовательно, осуществляет в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. 06.12.2011г.) года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 4 Закона «О естественных монополиях» перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым в частности относятся услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, ОАО «МРСК Юга» (в лице филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») занимает доминирующего положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей принадлежащих филиалу ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».

Как следует из материалов дела, между Капенкиной Е.А. и ОАО «МРСК Юга» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 23.11.2012 № 11304-12-00109015-1.

Согласно пункту 1 договора и техническим условиям № вр1/252с-2012 от 23.11.2012, являющимися неотъемлемой частью договора № 11304-12-00109015-1, сетевая организация обязуется выполнить фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя в электрической сети (пункт 10.1.2.).

Абзац первый пункта 6 договора о технологическом присоединении  предусматривает, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора о технологическом присоединении № 11304-12-00109015-1  составляет не более 6 месяцев со дня заключения указанного договора.

Согласно представленным документам общий срок выполнения, мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО «МРСК Юга», направленных на исполнение договора о технологическом присоединении составил 2 года, с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту «б» пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения.

В оспариваемом решении суд согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении ОАО «МРСК Юга» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения сроков технологического присоединения ОАО «МРСК Юга» энергопринимающих устройств, принадлежащих Капенкиной Е.А., указав, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный договором о технологическом присоединении, влечет за собой ущемление интересов заявителя, выразившиеся в препятствовании заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Исходя из требований ст. 539 ГК РФ, п.34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденных Постановлением Правительства от 27 декабря 2004г. № 861 (далее также - Правила технологического присоединения) установлено что, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А12-1050/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также