Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А57-28329/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-28329/2014

 

19 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью  «Энергосбытовая компания» - Клемин А.А., доверенность от 25.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Энергосбытовая компания» ОГРН 1116451001864, ИНН 6451429241 (г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2015 года по делу № А57-28329/2014 (судья Землянникова В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Энергосбытовая компания» ОГРН 1116451001864, ИНН 6451429241 (г. Саратов)

заинтересованное лицо: Федеральная служба по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинансмониторинг по ПФО) (г. Нижний Новгород)

 о признании незаконным и отмене постановления,

 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания» (далее заявитель, общество, ООО «Энергосбыт»)  обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинансмониторинг по ПФО) (далее административный орган) № 04-14/441/1 от 08.12.2014г.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 07 апреля 2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинансмониторинг по ПФО), надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании, открытом 12.05.2015, объявлялся перерыв до 12.05.2015 до 15 час. 40 мин.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью  «Энергосбытовая компания», проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО «О проведении выездной проверки» от 08.10.2014 № 17/133, от 11.11.2014 № 17/146 «О продлении срока проведения выездной проверки» была проведена проверка деятельности ООО «Энергосбыт» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Проверкой установлено, что в период с 20.10.2011г. по 25.11.2014г. в ООО «Энергосбыт» не исполнялись требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:

1) в нарушение п. 2 ст. 6, п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) в Обществе отсутствует организованная система внутреннего контроля в части обязательной идентификации клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности;

2) в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в обществе осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля, что повлекло за собой нарушение исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, указанное свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля;

3) отсутствие в течении длительного времени специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям (п. 2 ст. 7 Федерального закона);

4) в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, в Обществе не утвержден.

Также проверкой установлено, что дополнительный инструктаж с сотрудниками при вступлении в силу нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ не проводился.

5) неисполнение требований по идентификации клиентов (отсутствие оценки и фиксирования уровня риска клиентов ОД/ФТ в нарушение приказа Роcфинмoнитopингa от 17.02.2011 № 59).

Вышеперечисленные нарушения отражены в акте проверки № 74 от 25.11.2014 года.

Административный орган пришел к выводу, что в действиях (бездействии) ООО «Энергосбытовая компания» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25.11.2014 в адрес общества направлено уведомлением № 17-04-06/11745 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, которое получено обществом 27.11.2014 г.

По результатам проверки 27.11.2014 года специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Серовым М.Ю. в отношении ООО «Энергосбытовая компания» был составлен протокол об административном правонарушении № 04-14/441/1 предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии представителя ООО «Энергосбыт» - адвоката Сотникова Алексея Евгеньевича (ордер № 19 от 08.12.2014 г.).

08.12.2014 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление № 04-14/441/1 о привлечении ООО «Энергосбытовая компания» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Полагая, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 10 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Кроме того, операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пункт 2 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В нарушение указанных норм идентификация клиентов общества на предмет их причастности к экстремистской деятельности не осуществляется.

Пункт 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Однако, названные требования действующего законодательства обществом не соблюдены.

Довод заявителя о том, что указанные в постановлении операции, административный орган самостоятельно квалифицировал как совершенные обществом операции по зачислению денежных средств, как подозрительные, является несостоятельным, поскольку из оспариваемого постановления следует, что МРУ Росфинмониторинга по ПФО выявлено неисполнение ООО «Энергосбыт» законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Следовательно, вина общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение административным органом положений ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, поскольку, по мнению общества, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению по месту нахождения юридического лица, т.е. в городе Саратове, а не по месту нахождения уполномоченного органа в г. Нижний Новгород.

Данному доводу дана надлежащая оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки которого суд апелляционной инстанции не находит в силу нижеследующего.

В соответствии ч. 1 ст. 23.62 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ.

Поскольку Саратовская область является одним из субъектов Приволжского федерального округа, где в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, Указом Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А06-7036/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также