Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А12-25697/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело №А12-25697/2014
05 марта 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Антоновой О.И., судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 декабря 2014 года по делу № А12-25697/2014 (судья И. В. Милованова), по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (400001, Волгоград, ул. Профсоюзная, 30; ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) к обществу с ограниченной ответственностью «Комус» (404180, Волгоградская область, Светлоярский район, п. Кирова, ул. Новая, д. 1, ИНН 3426007890, ОГРН 1023405960995) о взыскании задолженности, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Комус» (далее - ООО «Комус», ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2012-2013 год в сумме 45 194 580,05 руб. Решением суда от 08.12.2014 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующей жалобой. Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке. Статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов. Во исполнение функций администратора соответствующих платежей истец произвел сверку фактически произведенных ответчиком платежей за негативное воздействие и объемом негативного воздействия оказанным в результате деятельности. На основании сведений, представленных ООО «Комус», истцом произведены расчеты доначислений платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012- 2013 год и в адрес ответчика выставлены требования № 2715 от 02.06.2014 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов ООО «Комус» за 2012 год в сумме 25 691 399,72 руб. и за 2013 год в сумме 19 503 180,33 руб. Отказ ответчика от исполнения указанных требований в добровольном порядке послужил основанием для обращения с настоящим иском в суд. Оценивая заявленные требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 г. утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления). Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В силу п. 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое). Статьей 12 Закона № 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № 3281/12, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «Комус» оказывает услуги по размещению отходов 3,4,5 классов опасности на полигоне, расположенном по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, в 2,6 км к юго-западу от ОАО «Волгоградская ТЭЦ-3». Полигон расположен на участке, предоставленном заявителю на праве аренды, площадью 15,7 га, кадастровый номер 34:26:06 11 02:0016. Судом первой инстанции также установлено, что юридические лица, в результате деятельности которых образовались отходы, на основании договоров, заключенных с ответчиком, передали их последнему для последующего захоронения на указанном полигоне. Как указал суд, указанные юридические лица внесли плату за негативное воздействие на окружающую среду и отходы, образовавшиеся в 2012-2013 г.г., что подтверждено платежными поручениями, приобщенными к материалам дела, а также условиями договоров, заключенных с указанными организациями, возлагающими на последних обязанность по ее внесению. При этом в целях проверки доводов апеллянта судом апелляционной инстанции были запрошены договоры на размещение отходов со всеми контрагентами за период 2012-2013 гг. Во исполнение указанного определения суда ответчиком в подтверждение, что оплата за размещение отходов производилась его контрагентом были представлены копии соответствующих договоров за 2012-2013 г.г., которые приобщены к материалам дела. По условиям договоров внесение платы возложено на контрагентов ответчика. При этом по условиям указанных договоров также не следует, что отходы передавались ответчику на праве собственности Доказательств обратного Росприроднадзор не представил. Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 6.3). Аналогичное право территориальных органов Росприроднадзора закреплено в п. 5.3 Приказа Минприроды РФ от 30.03.2011 г. № 188 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу» Так, согласно Письму Росприроднадзора от 15.10.2013 г. № АА-03-03-36/15272 «О направлении разъяснений» в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой Общества с ограни- ченной ответственностью «Тополь» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае, если отходы были переданы специализированным организациям для размещения. В соответствии с Информацией Росприроднадзора от 15.08.2014 г. «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», разъяснено следующее. Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов. Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов. Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А57-22350/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|