Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А06-2848/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ============================================================= Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Саратов 27 октября 2008г. Дело № А06-2848/2008-24
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговского Н.В., судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поморовой Н.М. при участии в заседании: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани – Краснова С.В. по доверенности №02-31/382 от 11.01.2008г., от муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астркоммунэнерго» - не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани на решение арбитражного суда Астраханской области от «18» июля 2008 года по делу № А06-2848/2008-24, судья Плеханова Г.А., по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астркоммунэнерго», г. Астрахань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани о признании незаконным решения налогового органа УСТАНОВИЛ: Решением арбитражного суда астраханской области от 18.07.2008г. удовлетворены в полном объеме требования муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астркоммунэнерго» (далее – МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго», Предприятие, налогоплательщик) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее – Инспекция, налоговый орган) №5546 от 17.03.2008г. о привлеченим к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в сумме 112 364 руб., начислении пени в сумме 10 689 руб., доначислении налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 561 822 руб. и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС за январь 2007г. в сумме 561 822 руб. Решение Инспекции №5546 от 17.03.2008г. признано недействительным, налоговый орган обязан судом возвратить налогоплательщику из федерального бюджета НДС за январь 2007г. в размере 561 82 руб. Дополнительным решением арбитражного суда Астраханской области от 22.07.2008г. с Инспекции в пользу МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» взысканы расходы по госпошлине в сумме 15 118,22 руб., уплаченные платежными поручениями №417 от 26.05.2008г. и №411 от 26.05.2008г. Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, открытом 20.10.2008г., объявлялся перерыв до 14 час. 10 мин. 23.10.2008г. и до 14 час. 30 мин. 27.10.2008г. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей налогоплательщика, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания (почтовое уведомление №91469). Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и возражения представителя Инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по НДС за январь 2007г., в которой сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 561 822 руб. В ходе налоговой проверки установлено неправомерное уменьшение суммы НДС на 561 822 руб., исчисленную с налоговой базы по отпущенной электроэнергии физическим лицам, а именно с полученных в марте 2007г. денежных средств от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и в апреле 2007г. от Управления городского хозяйства и благоустройства администрации г. Астрахани на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным льготным категориям граждан. По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт №893 от 07.02.2008г., на основании которого вынесено решение №5546 от 17.03.2008г., в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 112 364 руб., доначислен НДС в сумме 561 822 руб., пени в сумме 10689 руб. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго», не согласившись с вынесенным в отношении него решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с указанными требованиями. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что денежные средства, предоставленные МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ. Как следует из оспариваемого решения, основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о том, что средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Из материалов дела усматривается, что в 2007г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 06.12.06 N 99 "О тарифах на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год". Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2007 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в 2005-2007 г.г. ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Возмещение убытков (расходов) предприятие получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на основании договора №118 от 15.01.2007г. и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани на основании договора от 22.01.2007г. Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств (субвенций) в соответствии с Временным положением № 96 - П от 19.05.05 г. «О возмещении расходов организаций оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг» для покрытия убытков, полученных в результате оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам по государственным регулируемым ценам, а также с учетом предоставленных льгот на основании федеральных законов. Денежные средства предоставлялись Предприятию из областного и городского бюджетов. Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов Предприятия о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани. Как пояснил в судебном заседании представить заявителя, размер денежных средств, указанный в ежемесячных отчетах о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, определялся с учетом налога на добавленную стоимость, счета-фактуры так же выставлялись Предприятием с учетом НДС, что подтверждается и представленными в материалы дела копиями счетов-фактур. Представитель МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в порядке ч. 3 ст. 70 АПК РФ признал, что оплата из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за январь 2007 год из бюджета в полном объеме. Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные Предприятию из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием Предприятием услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1ст.162 НКРФ по следующим основаниям. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса. Абзацем 2 п. 2 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы. Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС. Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 16.04.2008 года №3440/08. Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за январь 2007 года из бюджета в полном объеме. В соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам. Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ. На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обязано было уплатить НДС за январь 2007 года по рассматриваемому эпизоду. Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию №1 по НДС за январь 2007 года, где исчислило и уплатило в полном объеме налог на добавленную стоимость по спорному эпизоду. 24.10.2007г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго», посчитав, что ошибочно включило и оплатило НДС, включив суммы полученных субвенций в налоговую базу, представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию №2 по НДС за январь 2007г., заявив к уменьшению излишне исчисленный и уплаченный налог – 561822 руб. Факт уплаты МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» НДС за январь 2007 г. по первой уточненной налоговой декларации в полном объеме признан налоговым органом и подтвержден предприятием в порядке ч.3 ст. 70 АПК РФ. Оспариваемым решением МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» привлечено Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А12-10765/08-С46. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|