Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А12-14493/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                 

 «27» октября 2008 года                                                                 Дело № А12-14493/2008-с30

Резолютивная часть постановления объявлена «23» октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «27» октября 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,

с участием в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Фора» - не явились, извещены надлежащим образом, представлено письменное ходатайство о рассмотрении без участия представителя,

от Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом (уведомление № 94310 0),

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «15» сентября 2008 года по делу № А12-14493/2008-с30 (судья Назаревская В.В.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фора» (г. Волгоград)

к Управлению лесного хозяйства администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 3 от 20 августа 2008 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фора» (далее – ООО «Фора», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области (далее – Управление, административный орган)           № 3 от 20 августа 2008 года о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 сентября 2008 года заявленные ООО «Фора» требования удовлетворены.

Административный орган не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных ООО «Фора» требований. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель Общества, нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности Управлением не допущено.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 24 июля 2008 года Волгоградской Межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения ООО «Фора» требований законодательства в сфере природопользования, а именно:

- отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов;

- занятая территория ограждена металлическим забором, что препятствует свободному пребыванию граждан на огороженных участках леса, предусмотренному лесным сервитутом;

- причинен существенный ущерб землям лесного фонда в ходе проведения строительных работ;

- произведены работы по вырубке деревьев и сооружению гидротехнических сооружений при отсутствии соответствующих разрешительных документов.

Постановлением от 24 июля 2008 года и.о. Волгоградского Межрайонного природоохранного прокурора Макашовым М.Г. возбуждено производство об административном правонарушении, которым действия ООО «Фора» квалифицированы по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (л.д. 11)

Указанное постановление и иные материалы направлены Волгоградской Межрайонной природоохранной прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области.

Определением Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 31 июля 2008 года вышеуказанные документы переданы по подведомственности в Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области.

20 августа 2008 года заместителем главного государственного лесного инспектора Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области Караваевым А.А. в отношении ООО «Фора» вынесено постановление № 3 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

ООО «Фора» не согласилось с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности и, полагая, что оно является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, оспорило его в Арбитражный суд Волгоградской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, и, признавая незаконным обжалуемое постановление административного органа, сделал вывод о том, что при привлечении ООО «Фора» к административной ответственности допущены существенные нарушения установленного порядка, возможность устранения которых отсутствует.

Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда обоснованными по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Состав правонарушения является формальным, объективную сторону которого образуют действия, выразившиеся в использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка и т.д.

Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. (часть 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела)

В соответствии с частью 2 статьи 28.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, в том числе, место, время совершения и событие вменяемого административного правонарушения.

В силу пунктов  1, 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления  первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо с момента составления протокола об административном правонарушении.

При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в статье 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К таким мерам относится осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов производится  в присутствии законного представителя юридического лица и двух понятых. 

Как следует из постановления и.о. Волгоградского Межрайонного природоохранного прокурора Макашова М.Г. о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июля  2008 года, на основании договора аренды лесного участка от 30.06.2008 г. № 69р-20/08 во временном пользовании ООО «Фора» находятся лесные участки Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества, а именно:

- в квартале 68 выделы 11, 15, 16, 17 площадью 1,2 га кадастровый номер                  34:28:10 00 28:0731;

- площадью 1 га кадастровый номер 34:28:10 00 28:0640.

Изучением вышеуказанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июля 2008 года, суд апелляционной инстанции установил, что данное постановление составлено не в месте выявления административного правонарушения, а в помещении Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, из содержания вышеназванного постановления следует: «В ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования в помещении природоохранной прокуратуры 24 июля 2008 года в 10 часов 00 минут в деятельности ООО «Фора» выявлены нарушения обозначенного законодательства.» (л.д. 11)

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные  статьей 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурором и.о. Волгоградского Межрайонного природоохранного прокурора Макашова М.Г., не приняты.

Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, в материалах дела отсутствует.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июля 2008 года не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, поскольку не содержит сведений о месте и времени совершения административного правонарушения.

В основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июля 2008 года положены протокол о лесонарушении Управления лесного хозяйства Администрации Волгоградской области № 18 от 10.07.2008 г., акт проверки Росприроднадзора по Волгоградской области № 97.1-08ЛК от 14.07.2008 г.

Из части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В рассматриваемом случае и.о. Волгоградского Межрайонного природоохранного прокурора осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий не проводил, сведения о наличии  нарушений на лесных участков Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества, положенные в основу постановления, не проверял.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июля 2008 года невозможно установить: какая территория лесного участка частично огорожена металлическим забором и на каком конкретно лесном участке - в квартале 68 выделы 11, 15, 16, 17 площадь 1,2 га кадастровый номер  34:28:10 00 28:0731 либо на площади 1 га кадастровый номер 34:28:10 00 28:0640; на каких  лесных участках и в каком объеме Обществом проводились работы по вырубке деревьев; каким лесным участкам причинен существенный ущерб в результате строительных работ.

Таким образом, фактические обстоятельства дела об административном правонарушении в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке должностным лицом, возбудившим дело об административном правонарушении, не установлены и не зафиксированы.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную  ответственность и  обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие      значение      для      правильного разрешения дела.

В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n А12-10225/08-С10. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также