Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А06-6824/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-6824/2013

 

11 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «09» февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен  «11» февраля 2015 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Жаткиной С. А.,

судей Дубровиной О. А., Шалкина В. Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания    Григорьевой Н. И.,

при участии в судебном заседании: представителя администрации г. Астрахани Абрамян Р. Т. по доверенности от 14.01.2015 № 30-09-6,

рассмотрев апелляционную жалобу управления муниципального имущества администрации города Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 июня 2014 года по делу № А06-6824/2013 (судья Павлова В. Б.)

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Антона Сергеевича (ИНН 770172497484, ОГРН 311774616600070)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Бабефа, 8, ИНН 3017031517, ОГРН1023000819566),

третьи лица: администрация города Астрахани в лице управления земельными ресурсами, Правительство Астраханской области,

об обязании заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:242 площадью 157 815 кв.м, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, Заболдинский планировочный район, с суммы 90 689 967 руб. 90 коп. на рыночную стоимость в сумме 11 047 000 рублей в качестве кадастровой стоимости, и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 70 рублей за один квадратный метр,

УСТАНОВИЛ:

 

Индивидуальный предприниматель Ильин Антон Сергеевич (далее – ИП Ильин А. С., истец) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области», ответчик) об обязании заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:242, площадью 157 815 кв. м, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, Заболдинский планировочный район, с суммы 90 689 967 рублей 90 копеек на рыночную стоимость в сумме 11 047 000 рублей в качестве кадастровой стоимости, и сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 70 рублей за один квадратный метр.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.06.2014 суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области» заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:242, площадью 157 815 кв. м, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, Заболдинский планировочный район с суммы 90 689 967 рублей 90 копеек на рыночную стоимость в сумме 11 047 000 руб. в качестве кадастровой стоимости.

Суд обязал ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области» внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:242, площадью 157 815 кв. м, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, Заболдинский планировочный район в сумме 70 рублей за один квадратный метр.

Администрация города Астрахани в лице управления земельными ресурсами не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции от 27 июня 2014 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Как полагает заявитель апелляционной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для снижения кадастровой стоимости земельного участка в девять раз. Кроме того, Постановление Правительства Астраханской области от 25.12.2013 № 584-П, которым установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, никем не оспорено и не признано недействительным.

В судебном заседании представитель администрации г. Астрахани доводы апелляционной жалобы поддержал, находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, исковые требование не подлежащими удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле,  в  судебное заседание не явились, о месте и времени  рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями части 1 статьи 123 АПК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, между комитетом имущественных отношений г. Астрахани и обществом с ограниченной ответственностью «Союз» (далее – ООО «Союз») 24.07.2008 был заключен договор аренды земельного участка № 499 из земель населенных пунктов общей площадью 157 815 кв.м. с кадастровым номером 30:12:0:0242, площадью 157 815 кв.м., расположенного по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, Заболдинский планировочный район, для использования в целях строительства логистического комплекса.

Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Астраханской области 27.08.2008 за № 30-30-01/055/2008­661.

В соответствии с пунктом 2.1 договора срок действия договора с 17.01.2008 по 16.01.2013.

Дополнительным соглашением от 17.03.2011 к договору, стороны определили срок действия договора до 16.01.2038.

В последствие, 18.10.2012 по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 499 (договор перенайма) права и обязанности ООО «Союз» переданы обществу с ограниченной ответственностью «Спектр-3» (далее – ООО «Спектр-3»).

Указанный договор перенайма прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Астраханской области 07.12.2012.

Постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2013 № 584-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области» утверждена новая кадастровая стоимость указанных земельных участков на территории Астраханской области на дату 01.01.2013.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 28.01.2014 № 3015/115/2014-14710, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:242 в размере 90 689 967 рублей 90 копеек.

Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определенная, с учетом внесенных изменений, в размере 90 689 967 рублей 90 копеек является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости, нарушает права арендатора, как плательщика арендных платежей, рассчитанных исходя из кадастровой стоимости земельного участка, величина которого поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемый судебный акт об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

Однако, при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не учтено следующее.

В рассматриваемом случае правообладатель земельного участка вправе провести проверку правильности определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на основании разъяснений результатов государственной кадастровой оценки земель, предоставляемых Управлением Росреестра по субъекту Российской Федерации.

При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ не может.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 № 275-О-О).

Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума высшего Арбитражного Суда РФ № 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу n А57-11187/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также