Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А57-16835/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-16835/2013

10 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Смирникова А.В.,

судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Н» Парфеновой Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 17.07.2014, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Степановой Д.А., действующей на основании доверенности от 13.01.2015 № 48,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Н»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2014 года по делу № А57-16835/2013 (судья Сеничкина Е.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Н» (410005, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 310А, ОГРН 1076450008986, ИНН 6452931119)

к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1136455002507, ИНН 6455059390),

заинтересованное лицо: Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, д. 21)

о признании недействительным предписания от 28.06.2013 № 1-С/23,

 

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Вектор-Н» (далее – ООО «Вектор-Н», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области от 28.06.2013 № 1-С/23 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решением суда первой инстанции от 25 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Вектор-Н» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанного лица, участвующего в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа председателя комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Д.С. Соколова от 28.05.2013 № 485 с целью выявления нарушений требования постоянного технического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 3-5 класса опасности в период с 31.05.2013 по 28.06.2013 в отношении ООО «Вектор-Н» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 28.06.2013 № 1-С/22, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

28.06.2013 комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области ООО «Вектор-Н» выдано предписание № 1-С/23 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому обществу в срок до 01.09.2013 надлежит обеспечить размещение отходов (осадков) ГСА в соответствии с требованиями, указанными в Постоянном технологическом регламенте по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса, экспертном заключении № 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке «Изолирующей смеси для полигонов ТБО» ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» и Инструкции по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденной ООО «Вектор-Н» и согласованной начальником ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе.

ООО «Вектор-Н», полагая, что выданное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям законодательства в области охраны окружающей среды, а также об отсутствии доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных   отходов   на   водосборных   площадях   подземных   водных   объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктом 2.1. «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила» (далее - СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001, полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населённых пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населённых пунктов.

Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приёму бытовых отходов, с учётом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведётся круглосуточный учёт поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.).

Согласно пунктам 6.1., 6.2. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. контроль по приёму отходов на полигоны ТБО в соответствии с утверждёнными инструкциями осуществляется обслуживающей полигон лабораторной службой организации, которая систематически контролирует согласно утверждённому графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.

Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией от 06.06.2012 серии 064 № 00021 ООО «Вектор-Н» разрешены сбор отходов 3-4 классов опасности, размещение отходов 3-4 классов опасности, в том числе отходов при механической и биологической очистке сточных вод (осадок ГСА).

ООО «Вектор-Н» утверждена и согласована с начальником ТО ТУ Роспотребнадзора по Саратовской области в Петровском районе инструкция по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов, в соответствии с которой промышленные отходы 3-4 класса опасности должны приниматься в ограниченном количестве (не более 30% от массы твёрдых бытовых отходов) и складироваться совместно с ТБО.

Согласно пункту 6.26 статьи 6 Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности ООО «Вектор-Н» от 20.04.2010 для использования в качестве изолирующей смеси для пересыпки ТБО допускается смешивание грунта или песка карьерного с осадками ГСА в соотношении 80:20.

Экспертным заключением ФГБУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» от 17.10.2011 № 20/162-11-3 по эколого-гигиенической оценке «Изолирующей смеси для полигонов ТБО» рекомендовано применение осадка ГСА в качестве изолирующего материала лишь при смешивании с нейтральными композициями для уменьшения возможного отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Соответствующие требования также установлены пунктом 4.9. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54535-2011 «Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах», согласно которому в случае использования на полигонах отходов ГСА в качестве изолирующего слоя, требуемые показатели свойств осадков сточных вод обеспечиваются путём применения дополнительной выдержки осадков, обработанных в соответствии с принятой технологической схемой предприятия. Дополнительная выдержка осадков осуществляется на иловых площадках или площадках стабилизации.

В ходе проверки комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области установлено, что ООО «Вектор-Н» в 2012 году приняло от МУПП «Саратовводоканал» 44 522,5 т отходов (осадков) ГСА (4 класс опасности), приняло от сторонних организаций промышленных отходов 8 240,92 т, ТБО 3 884 т.

Между тем, в соответствии с утвержденной обществом Инструкцией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов количество принятых отходов (осадков) ГСА в данном случае должно составлять не более 1200 т (30% от ТБО).

По информации, полученной от ООО «Вектор-Н», отход (осадок) ГСА принимается у МУПП «Саратовводоканал» с переходом права собственности и используется для приготовления изолирующей смеси для полигона ТБО.

Однако в ходе проверки комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области  установлено, что ООО «Вектор-Н» осадки ГСА не используются в качестве изолирующего слоя в смеси с грунтом или песком для пересыпки слоев ТБО, захоронение отходов ГСА не осуществляется, данные отходы размещаются в неизменном виде путём хранения на сооружении – кювета № 1.

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

Таким образом, ООО «Вектор-Н» не соблюдены требования Инструкции по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, согласованной с ТО ТУ Роспотребнадзора в Петровском районе по Саратовской области, и Постоянного технологического регламента по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-5 класса опасности.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности предписания об устранении выявленных нарушений от 28.06.2013 № 1-С/23, выданного комитетом охраны окружающей

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу n А12-28658/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также