Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А12-30420/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-30420/2014

 

02 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015  года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Дубровиной О.А., Жевак И.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Рыковой Ю.И., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Мингосимущество)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу А12-30420/2014 (Подосинников Ю. В.)

по иску общества с ограниченной ответственностью «Провентус» (ИНН:3461007660; ОГРН:1133443023284)

 к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН:3444054540; ОГРН:1053444031299)

об обязании ответчика предоставить договор аренды земельного участка сроком на три года и признании бездействие ответчика незаконным,

при участии в судебном заседании представителя Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Вещеваловой Н.Н., действующей по доверенности № 425 от 20.06.2014,

 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Провентус» (далее – ООО «Провентус», Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Мингосимущество, ответчик) о признании незаконным бездействия по незаключению с ООО «Провентус» договора аренды сроком на три года для размещения автостоянки земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:20, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского и обязании Мингосимущества представить ООО «Провентус» договор аренды сроком на три года для размещения автостоянки земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:20, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года заявление  ООО «Провентус» удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Мингосимущества по незаключению с ООО «Провентус» договора аренды  сроком  на три  года для размещения автостоянки земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:20, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского.

Суд обязал Мингосимущество представить ООО «Провентус» договор аренды сроком на три года для размещения автостоянки земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:20, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского.

С Мингосимущества в пользу ООО «Провентус» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мингосимущество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. Апеллянт считает, что со стороны Мингосимущества не было допущено оспариваемого бездействия. По мнению заявителя, в заявлении ООО «Провентус» о предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано и принято решение о предоставлении  испрашиваемого земельного участка по результатам торгов (аукциона или конкурса) в виду наличия заявлений более, чем от одного претендента. В связи с чем, податель жалобы считает, что у Мингосимущества отсутствовали основания для заключения с Обществом договора аренды испрашиваемого земельного участка.

В судебном заседании представитель Мингосимущества поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.

ООО «Провентус»  письменный  отзыв на  апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени судебного заседания указанное лицо  извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Публикация в сети Интернет произведена 13.12.2014.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта  3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав  представителя Мингосимущества,  изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, ООО «Провентус» 11.11.2013 обратилось в Мингосимущество с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года для размещения автостоянки земельного участка общей площадью 2 316 кв.м с кадастровым номером 34:34:050031:20, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, для целей, не связанных со строительством, для размещения автостоянки.

Мингосимуществом в адрес заявителя проект договора аренды не направило и письмами от 19.06.2014 № 21-22/17361 и от 17.07.2014 № 21-22/19931 уведомило о том, что спорный земельный участок будет предоставляться на основании проведения торгов.

ООО «Провентус», полагая, что Мингосимущество допустило бездействие, выразившееся в незаключении договора аренды испрашиваемого земельного участка, которое является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

В данном случае Обществом обжалуется бездействие государственного органа субъекта Российской Федерации, а потому дело подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

Статьей 1 Закона Волгоградской области от 06.04.2012 № 33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области»  (действовавшим в спорный период) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством Волгоградской области.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 № 28-п «Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области» определено, что с 06.07.2012 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

Таким образом, с 06.07.2012 и на дату разрешения судом первой инстанции спора по настоящему делу распоряжение спорным участком осуществляло Мингосимущество.

Как усматривается из заявления ООО «Провентус», общество просило предоставить земельный участок для  размещения автомобильной стоянки, то есть для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.11.2010 № 1549-О-О следует, что данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 08.06.2007 № 967 (в редакции от 22.09.2008) утверждено Положение о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, для целей, не связанных со строительством (далее - Положение).

В   соответствии  с пунктом 2.1.   Положения  юридические  лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со    строительством    (далее    именуются    -    заявители),    обращаются    в Мингосимущество  с  заявлением  о  предоставлении земельного  участка в собственность или в аренду по форме согласно приложению.

Согласно пункту 2.8. Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в министерство с заявлением о предоставлении такого земельного участка на определенном в информационном сообщении виде права в течение одного месяца со дня публикации информационного сообщения.

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Таким образом, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А12-27390/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также